Исламская энциклопедия. Омейяды Халифат династии омейядов

Новости из Исламских стран

29.03.2014

Омейяды (Умайяды, Умаййады) - были купцами из Мекки, которые обратились в ислам в 627 г. Позднее они стали первой мусульманской царской династией в Арабском халифате. Правление Омейядов длилось почти сто лет с 661 (41 год хиджры) по 750 (132 год хиджры). Основателем династии считается Муавийа I ибн Абу Суфьян (правил с 661 по 680 гг.).

Вначале Муавийа I, был наместником в Сирии, но после победы над Али ибн Абу Талибом объявил себя халифом (659), а своей столицей сделал Дамаск. К 661 г. его власть признали практически во всех провинциях халифата. Вскоре в халифате была признана передача власти по наследству, поэтому в 680 г., после смерти Муавийи I, власть перешла к его сыну Йазиду (правил 680-683). Однако Хусайн, внук пророка и сын Али, отказался присягать новому халифу. Осенью Хусайн, со своими последователями, повел войска из Мекки в Куфу. Неподалеку от селения Кербела, сторонники Йазида разбили войска Хусайна. Был убит и сам Хусайн и более двадцати ближайших его родственников. Историки описывают Йазида как щедрого человека. Он был красноречив и писал стихи. Однако не придерживался обычаев, любил вино, женщин, веселую компанию и охоту. И многим это не нравилось. В 683 г. началось восстание в Медине. В конце августа войска Йазида разгромили город, а затем началась осада Мекки. 31 октября произошло печальное событие - пожар Каабы. Вскоре (10 ноября) Йазид, во время охоты упал с лошади и покалечился. Некоторые исследователи говорят, что халиф был пьян. Умирая, правитель назвал своего приемника. Им стал старший сын - Муавийя (правил 683-684).

Как описывал нового халифа один из современников - "это был благочестивый юноша, много думающий о потустороннем". Муавийа II был очень болезненным и много думал о смерти. Он не "желал осквернять себя делами бренного мира", поэтому управление халифатом поручил Хасану ибн Малику.

Однако Хасан не пользовался авторитетом за пределами Сирии и Палестины. В некоторых провинциях были недовольные правлением Омейядов и находились в оппозиции к халифу, а некоторые заняли выжидательную позицию. По утверждению большинства историков - в халифате наступил период безвластия. В 684 г. Муавийя отрекся от правления, а преемника себе не назначил. Другой сын Йазида так же не захотел править халифатом. В Медине Абдаллах ибн аз-Зубайр провозгласил себя халифом. Его власть признали в Египте, Ираке, Палестине и Хорасане, а Сирия отказалась присягать ему в верности. Сирийцы провозгласили халифом представителя другой ветви Омейядов Марвана ибн аль-Хакама (правил 684-685).

Началась борьба за власть. Сирия находилась под властью Омейядов, а вскоре к ней присоединились Египет и Палестина. Затем халиф отправил войско под командованием Хубайши ибн Дулдже в Аравию, где тому удалось захватить Медину. Но Хубайши разбили басрийцы. Однако Марван был уверен в победе и весной 685 г. объявил наследником своего сына Абд аль-Малика. Позднее, той же весной, халиф умер. По поводу его смерти есть две версии. Согласно одной он умер от чумы, а согласно другой - во сне он был задушен своей женой. Абд аль-Малика (правил 685-705) исследователи характеризуют как скуповатого, но благоразумного и умного человека. К тому же, халиф обладал большим административным и военным опытом, который ему пригодился, буквально с первых дней правления - к внутренней борьбе за власть добавилась и внешняя война с Византией. К лету 685 г. Византия вернула себе острова Родос, Кипр и Крит, захватили несколько городов в Малой Азии и город Антиохия в Сирии. Халиф не имел возможности вести боевые действия на два фронта.

С византийским императором Константином IV был заключен мирный договор, согласно которому Абд аль-Малик должен был заплатить 1000 динаров, одного раба и одного коня за каждый день мира. В 688 г. халиф возобновил войну с Византией. Теперь византийский император не мог вести войну на два фронта (Юстиниан II воевал с болгарами) и не смог помешать наступлению арабского войска. В следующем году Византия согласилась на более выгодный для мусульман мирный договор. Это дало возможность Абд аль-Малику восстановить арабское единство к 695 г. и вести успешную войну в Северной Африке. Так же, при халифе Абд аль-Малике была проведена налоговая реформа и началась чеканка новых дирхемов, которые заменили византийские и персидские монеты. Следующие десять лет халифатом правил аль-Валид (705-715), сын аль-Малика. Практически все его правление прошло в непрерывных и успешных войнах с соседними государствами. Была значительно расширена территория Арабского халифата - от реки Инд на востоке, до Атлантики на западе.

В 711 г. арабы переправились через Гибралтар и разбили армию короля испанских вестготов Родерика. Уже к 714 г. арабы завоевали территорию Испании от Гибралтара до Пиренеев (основные покоренные города - Кордова, Сарагоса, Севилья, Толедо). Предположительно во время правления аль-Валида была построена Большая мечеть Дамаска (мечеть Омейядов), существующая до сих пор. Ранее на этом месте находилась христианская церковь (часовня) Иоанна Крестителя. Согласно легенде церковь была куплена у христиан, а затем разрушена. Считается, что халиф лично начал разрушение церкви. Время правления аль- Малика и аль-Валида считается пиком могущества Омейядов. После смерти аль-Валида начинается ослабление "Омейядского" халифата. После смерти аль-Валида халифом стал его брат Сулайман (715-717), который больше интересовался пиршествами и оргиями, чем управлением.

Преемником Сулаймана стал его двоюродный брат Умар II (717-720), который отличался от предшественника фанатичной религиозностью. Следующим правителем стал сын Абд ал-Малика - Йазид II (720-724). Йазид занимался музыкой, поэзией и проведением праздников - за время правления он умудрился растратить всю казну халифата. В 724 г. к власти пришел Хишам (724-743), брат Йазида II. При нем было крупное восстание берберов, которым не понравилась назначенная им повинность - поставлять дочерей в гарем халифа.

Только в 743 г. берберы были окончательно разбиты. Однако вспыхивали новые восстания. В 743 г. халифом стал аль-Валид II, но в следующем году был убит повстанцами. 744 г. был довольно тяжелым для Омейядов - происходила слишком частая смена халифов - Йазид III (744), Ибрахим (744) и Марван II (744-750). В 747 г. началось крупное восстание под руководством династии Аббасидов, главных противников Омейядов. Позднее к восставшим присоединились персидские шииты. После одержанных побед, Аббасиды убили практически всех представителей династии Омейядов. Некоторые исследователи утверждают, что спастись удалось только внуку Хишама - Абд ар-Рахману ибн Муавийя, который бежал в Испанию. В 756 г. он основал Кордовский эмират, который в 929 г. стал Кордовским халифатом. Омейяды правили на Пиренейском полуострове до 1031 г. Внутренние междоусобицы привели к распаду халифата и возникновению самостоятельных государственных образований, которые возглавляли местные династии.

Пророк Мухаммед умер в 632 г. в Мекке. Наверное, он и не подозревал о том, какую популярность приобретет созданная им религия и какого могущества достигнет созданное им государство. Уже через каких-то 80 лет Аравийский полуостров составлял лишь незначительный процент от территории всего арабского мира. Арабы завоевали земли от Инда до Атлантического океана, став ведущей политической силой и в Азии, и в Европе, ислам победно шагал по городам и весям.

После смерти пророка арабское государство возглавили «заместители» Мухаммеда - халифы, сосредоточившие у себя и религиозную, и политическую верховную власть. Первым халифом стал уже упоминавшийся Абу-Бекр, который вел успешные войны за объединение под властью Мекки всех аравийских государств. Его преемником стал также уже упоминавшийся Омар. Он правил с 634 по 644 г., и держава за это время увеличилась в несколько раз. Дело было не только в удачно найденных идеологических постулатах и пассионарности, которой достиг арабский народ. Как раз в это время были совершенно истощены два государства, чье соперничество определяло геополитическое положение на Ближнем Востоке, - Сасанидская Персия и Византия. Годы войны сделали этих противников неспособными к отражению мощного неожиданного удара из Аравии, население, покоренное в свое время византийцами или персами, не хотело поддерживать измучивших их вооруженной борьбой и поборами хозяев. В результате в руках активных арабов быстро оказались обширные территории: сначала Сирия и Палестина, затем Египет (в 639 г.) и сама Персия со своей столицей Ктесифона. Был завоеван Кипр, большая часть всей Северной Африки. Армии Сасанидов и византийского императора ничего не могли поделать с технически отсталым, но хорошо мотивированным и быстро обучающимся войском халифов. На покоренных землях арабы поначалу вели умеренную политику, соблюдали терпимость по отношению к другим вероисповеданиям. Их налоги на крестьян и ремесленников были зачастую значительно более мягкими, чем предыдущие.

Однако по мере строительства сильного многонационального государства появлялось все больше противоречий в правящей верхушке. Естественно, противоречия эти облекались и в религиозную форму, поскольку до окончательного формирования вероучения, несмотря на кодификацию права, запись Корана ит. д., было еще далеко. Перед своей смертью Омар успел назначить коллегию, которая должна была выбрать ему преемника. Коллегия отвергла кандидатуру известного своей жесткостью зятя Мухаммеда Али и отдала предпочтение Осману. Али же повел борьбу за собственное утверждение. Он выдвинул лозунг очищения власти в связи с тем, что разложение элиты в ходе увеличения ее полномочий действительно достигло небывалых размеров. Ортодоксальные приверженцы пророка вспоминали о суровых временах и благородных нравах. Приверженцы Али твердили, что власть должна передаваться исключительно потомкам духовного лидера нации, отвергая таким образом право на избрание халифа общиной. Тем более что в общине этой оказывалось все больше обратившихся в ислам чужеземцев не из Медины и Мекки.


В конце концов партия Али в 656 г. совершила вооруженный переворот. Осман был убит, Али стал халифом. С самого начала у него было много противников - тех, кто считал, что назначение правителя - право общины. В лагере оппозиции оказались как представители разбогатевшей в походах знати, так и радикальные мусульмане, члены секты хариджитов, выступавших за восстановление «былого равноправия» мусульман и по этому поводу также имевших к Али массу претензий. Лидером оппозиции стал наместник Сирии Муавия, происходивший из знатного мекканского рода Омейя, сын главы мекканских курейшитов Абу-Суфьяна. Это был хороший администратор и талантливый полководец. Именно ему приписывается заслуга создания сильного арабского флота, который захватил Кипр, успешно действовал у египетских берегов и т. п. Война началась уже в 657 г., Муавия провозгласил, что мстит за Османа. Его поддержал завоеватель Египта Амр Ибн аль-Ас. В 660 г. он объявил себя в Иерусалиме халифом, и Али вынужден был признать за противником этот титул. А в следующем году хариджигы убили Али на пороге мечети в тогдашней столице халифата - Куфе. Сын Али Хасан был отстранен от власти. Единственным правителем остался Муавия.

Столица была перенесена в сирийский город Дамаск, отчего халифат Омейядов часто называют Дамасским халифатом. Он просуществовал около ста лет. Омейяды продолжали территориальную экспанию. Их войско, в авангарде которого шла берберская армия под командованием Тарика, покорило всю Северную Африку и Испанию. На востоке арабы не встретили сопротивления, пока не дошли до Индии. Под их властью оказалась Средняя Азия. Несколько раз был осажден Константинополь (дважды еще при Муавии). Первый омейядский халиф создал административную систему по образцу Византийской империи, ввел принцип престолонаследия вместо предыдущего избрания халифа - его сын Язид был признан наследником еще при жизни Муавии (в 680 г.). В этом случае, естественно, и речи не было об особом отношении к потомкам Мухаммеда. События того времени положили начало расколу мусульманского мира на суннитов и шиитов, последние чтили Али и его потомков.

При Омейядах власть находилась в руках нескольких арабских семей из Мекки и Медины, что вызывало растущее недовольство мусульманского населения, которое значительно увеличивалось по мере разрастания империи. После смерти последнего омейядского халифа из Суфьянидов Язида I (правил в 680–683 гг.) халифат фактически распался. Его восстановили в конце VII в. Мерваниды, халифы ветви Омейядов, начало которой положил Мерван I (683–685). В халифате в государственных учреждениях вместо греческих и других местных языков был введен арабский язык. Сасанидские и византийские монеты, находившиеся до того в обращении, заменены золотым динаром и серебряным дирхемом арабской чеканки. Значительного развития достигли торговля и ремесло.

В Дамаске и Кордове Омейяды - династия сирийских халифов и кордовских эмиров, при которых ислам из местной арабской религии превратился в государственную религию многих средиземноморских стран. Первым халифом из рода мекканских курейшитов из колена Омейи стал Муавий I.

Муавий, наместник и командующий арабскими войсками в Сирии был выдвинут арабской знатью в качестве претендента на главенство в мусульманском мире. Но халифом избрали Али, потомка пророка Мухаммеда, не пользовавшегося популярностью у знати.

В 661 году Муавий убил халифа Али, а его сын Хасан «добровольно» (за огромную сумму откупного и пожизненную пенсию) передал власть Муавию. Этот переворот расколол общество на две группировки - шиитов и хариджей.

Шииты считали правильным установление наследственной власти в халифате, но, по их мнению, это должна была быть власть Алидов, происходивших из семьи пророка. Хариджи, со своей стороны, выдвинули принцип «Нет халифа иначе как по воле Аллаха и воле народа». Такая демократическая формулировка привлекла широкие круги населения халифата не арабского происхождения. Историки считают Муавия справедливым правителем, при котором не было религиозных гонений и незаконных поборов.

При нем ислам стал сложившейся системой канонических положений и обрядов, образовался шариат. В становлении ислама арабы ис пользовали традиции ранних религий - христианско-византийскую и иранско-зороастрийскую. С именем Муавия связано и строительство первой мечети. Здание мечети, с минаретами по фронтону и кафедрой для проповедника, с заимствованным из иранской архитектуры купольно-сводчатым покрытием, было великолепно.

Боясь покушений, Муавий ввел обычай, чтобы халифа сопровождал отряд копьеносцев-телохранителей, и закрепил власть своего рода, объявив преемником своего сына Иазида.

После смерти Муавия І в 680 году Алиды вновь заявили претензии на халифат: второй сын Али, Хусейн, отказался присягнуть Иазиду и двинулся на Куфу из Мекки, но был окружен войсками халифа. Хусейн отказался сдаться, и тогда воины, боявшиеся личной ответственности за убийство внука пророка, все разом набросились на него и изрубили мечами. Место убийства Хусейна до сих пор считается святым для шиитов.

Одновременно с Хусейном отказался присягнуть Иахиду и Абдаллах, а мединцы подняли восстание. 26 августа 683 года в жестоком сражении восстание было подавлено, и войска двинулись на Мекку, но смерть Иазида заставила снять осаду с города.

Правление Иазида было кратким и неспокойным, поэтому после его смерти власть в халифате легко захватил Ибн аз-Зубайр. Права своего рода решил отстоять троюродный брат Муавия Марван, разбивший войска Ибн аз-Зубайра. Но и этот халиф не правил долго: будучи уже в преклонном возрасте, в 685 г он скончался, а халифом стал его сын Абд ал-Малик.

На восстановление единства халифата Абд ал-Малику потребовалось восемь лет, а потом он занялся проведением в жизнь реформ, намечавшихся еще при Муавий: были переведены со среднеперсидского на арабский язык налоговые кадастры, а во главе финансового ведомства стали арабы.

В то же время была проведена и денежная реформа, золотые и серебряные монеты стали чеканить единообразно.

Продолжалось строительство мечети в Дамаске, начатое Муавием, и был построен «Купол» в Иерусалиме.

После смерти отца Абд ал-Малик вызвал в Дамаск своего племянника Омара, славившегося своим благочестием, и выдал за него замуж свою дочь Фатиму. Омар приобрел такое расположение халифа, что сидел выше всех его сыновей, кроме наследника Валида.

Из династии Омейядов Омар выделялся любовью к роскошному образу жизни. Он тратил очень много денег на духи, одежду и лошадей. В прачечной люди даже платили деньги за то, что их вещи стирали вместе с одеждой Омара, чтобы они пропитывались запахом духов.

Омар выступал и как меценат: он щедро платил поэтам за приветственные стихи. Известно, что один из них за свое стихотворение получил от Омара, когда тот был наместником Медины, 15 верблюдиц.

В 706 году Омар был назначен наместником Медины. Здесь он, по желанию Валида, построил пышное здание мечети, которую называют «мечеть Омейядов».

Заботясь о правильном престолонаследии в халифате, Абд ал-Малик определил, что после Валида халифом должен стать его брат Сулейман. Но Валид имел другое мнение, он хотел, чтобы власть перешла к его собственному сыну. Однако Валид умер раньше, и Сулейман стал халифом.

Сулейман любил строить. С его именем связано основание главного порта Палестины, Рамлы. Но больше всего он любил женщин и пиры.

В 716 году Сулейман вместе с Омаром посетил Мекку, а на обратном пути они заехали в Иерусалим, где Сулейману чрезвычайно надоели прокаженные со своими колокольчиками, и он велел их сжечь. Но в защиту больных людей выступил Омар, и халиф приказал выслать их в уединенную деревню, где они не могли бы общаться с другими людьми.

По пути из Иерусалима паломники остановились в одном христианском монастыре. Здесь за одной из рабынь, принадлежащей Сулейману, начал ухаживать некий человек. Сулейман приказал оскопить обидчика, а монастырь с тех пор называют «монастырь евнухов».

Осенью того же года Сулейман в Северной Сирии собрал войско и отправил его на завоевание Константинополя. Целый год велась осада города, но Константинополь был спасен усилиями папы Льва III, а огорченного халифа разбил паралич.

Сулейман оставил завещание, по которому власть переходила в руки его двоюродного брата благочестивого Омара, т. к. сын халифа Эйюб умер раньше отца. Но, не зная о существовании завещания, войско присягнуло родному дяде Омара, брату Абд ал-Малика, Абд ал-Азизу. Омар был готов отказаться в пользу Абд ал-Азиза, а Абд ал-Азиз, в свою очередь, объявил, что одобряет провозглашение халифом Омара. Так Омар стал халифом Омаром II.

Есть легенда, что Омару I, отцу Омара II, предсказывали, что один из его потомков, у которого будет отметина на лице, наполнит землю справедливостью. Омар II действительно, имел знак: во время пребывания в Дамаске его по лицу ударила копытом лошадь.

В молодости Омар был искренним, но непрактичным и был готов принести в жертву собственным религиозным утопиям интересы созданной его предками империи, но, став халифом, он изменился.

Омар отказался от пользования халифскими лошадьми и ездил на своем муле, отверг он и предложение поселиться в халифском дворце. Он заботился о пополнении казны, щедро оплачивал услуги войска, помогал нуждавшимся. И если он считал подати незаконными, то отменял их. При дворе халифа Омара II благочестие стало обязательным. Если придворные Сулеймана всерьез обсуждали достоинства женщин и развлечения, то теперь стали обычными разговоры о ночных молитвах и изучении Корана. Благочестивой была и семья Омара. Его сын Абд ал-Мелик, умерший в 19 лет, считался образцом благочестия. О смерти Омара нет точных данных. Согласно одной из легенд, его отравили родственники, после того как Омар пообещал передать власть благочестивому человеку, не состоящему с ним в родстве. По другой версии, он заболел и умер в монастыре Дейр-Симан.

Последним Омейядским халифом был Мерван II (744–750). Против него объединились Аббасиды во главе с Абу-Муслимом и Алиды. Мерван бежал в Египет, но там был схвачен и убит. Омейядов повсюду начали беспощадно истреблять: убивали мужчин и женщин, взрослых и детей - всех, имевших хоть отдаленное родство со свергнутой династией. Уцелели очень немногие, и среди них внук десятого Омейядского халифа, Абдаррахман I (731–788), бежавший через Северную Африку в Испанию.

Воспользовавшись раздорами, царившими в Андалусии среди испанских арабов, он захватил ее территории и заставил признать свою власть почти во всех мусульманских владениях Испании. Он основал там Кордовский эмират, положив начало династии Кордовских Омейядов.

Абдаррахман II (792–852), эмир Кордовского эмирата с 822 года, известен покровительством наукам и искусствам. Испания стала и научным центром Европы: сюда приезжали учиться из Англии, Франции, Германии и Италии, а библиотека кордовских эмиров славилась по всему миру: только каталог ее состоял из 44 томов.

Абдаррахман III (891-96I), чтобы защитить свое государство от внешних и внутренних врагов, стал создавать силу, способную противостоять им. Такой силой стала гвардия рабов, называемая «саклаб». Она состояла из представителей многих народов: славян, германцев, итальянцев… Воины были хорошо обучены, дисциплинированны и вооружены, к тому же они совершенно не зависели от местного населения. Поэтому Абдаррахману без труда удалось в короткий срок уничтожить мятежи и устранить внешнюю угрозу, исходившую от короля Леона Ордоно II. В 920 году были разгромлены войска Леона, а в 928-м - окончательно задушено движение мятежников.

16 января 929 г. Абдаррахман III был торжественно провозглашен в кордовских мечетях халифом с титулом «халиф-защитник веры Аллаха». Кордовский эмират превратился в халифат.

Уничтожение усобицы способствовало росту ремесел и расширению торговли в эмирате. Расцвело ткацкое производство, выделка оружия, из делий из стекла и железа Вывозили из Испании шелк, пряности, вино и фрукты.

Абдаррахман построил порты и значительный флот, благодаря чему города Испании в Х веке стали центром торговых сношений с восточным Средиземноморьем.

К моменту смерти Абдаррахмана III столица халифата, город Кордова, был превращен в великолепный дворцовый ансамбль, а резиденция халифа аз-Захра считалась одним из самых замечательных архитектурных сооружений Европы и Азии.

Правление Абдаррахмана III стало пиком развития Кордовского эмирата. Последний Омейяд был лишен престола в 1031 году, наступило время правления многочисленных мелких династий.

Династия халифов, правившая в 661-750 гг. в арабском Халифате.

Род Омейядов (Умаййидов) принадлежал к древней мекканской знати и играл видную роль в доисламской Мекке. Основоположник династии Муавийа I, бывший с 639 г. наместником Сирии, выступил в 656 г. против очередного мединского халифа Али ибн Абу Талиба и сумел в упорной борьбе одержать над ним победу. В 659 г. он провозгласил себя халифом, а к 661 г. его власть признали во всех провинциях халифата. В 676 г. жители Мекки и Медины принесли присягу сыну Муавиййи, Йазиду, впервые признав таким образом наследственный характер халифской власти. Столицей новой династии стал Дамаск.

После смерти в 680 г. Муавийи I, его сын Йазид I без труда принял власть в Сирии. Но когда его люди попытались привести к присяге аравийских арабов, они сразу столкнулись с большими трудностями. Дело осложнялось тем, что в Медине проживал Хусайн - сын предшествующего Муавийи халифа Али и дочери Мухаммада Фатимы, который имел в Аравии и Ираке многочисленных сторонников. Узнав о смерти Муавийи, он отказался приносить присягу его сыну и бежал вместе с семьей в Мекку. Известие о том, что внук пророка не пожелал присягать Омейядам, воодушевило иракских шиитов (так стали называться представители особого течения в исламе, считавшие, что халиф должен избираться только из числа потомков Али, как ближайшего родственника пророка). Около 10 тыс. куфийцев немедленно принесли Хусайну присягу в верности. В сентябре Хусайн в окружении своих последователей двинулся из Мекки на Куфу. Уже в пути к нему пришло известие, что выступление в Ираке подавлено. Тем не менее Хусайн продолжил свой поход. В начале октября у селения Кербелы, неподалеку от Куфы, весь его отряд был остановлен и перебит в упорном сражении сторонниками Йазида. Мученическая смерть Хусайна и его родичей (под Кербелой пали три или четыре его сына, семь братьев, три племянника и двенадцать других ближайших родственников) произвела огромное впечатление на современников. Событие это завершило кристаллизацию шиизма, которому для самостоятельного существования не хватало только своего мученика. Отныне шииты сделались непримиримыми врагами Омейядов.

Правление Йазида I прошло относительно спокойно, хотя все эти годы Аравия продолжала оставаться оплотом недовольных. Весной 683 г. против халифа восстали мединцы. Он отправил против непокорных 5-тыс. войско. 27 августа, после упорного сражения, сирийцы ворвались в Медину и предали ее разгрому. Было перебито 3 тыс. горожан и в их числе 306 курайшитов. Затем сирийцы подступили к Мекке и начали ее осаду. Одним из печальных эпизодов этой войны стал пожар Каабы (31 октября 683 г.), во время которого треснул и распался знаменитый Черный камень. Вскоре после этого, 10 ноября, пьяный Йазид упал во время охоты с лошади и разбился. Умирая, он успел назначить своим преемником старшего сына Муавийю. Халифу было в это время 38 или 39 лет. Мусульманская традиция сохранила о нем сдержанные воспоминания. Признавая, что он был красноречивый и щедрый человек, поэт и импровизатор, авторы хроник сообщают вместе с тем, что Йазид не держался древних обычаев, очень любил вино, женщин, веселую компанию и охоту и ни на один час не мог расстаться с предметами своей привязанности.

Выбор наследника также не прибавил доброй памяти второму Омейяду, так как он оказался во всех отношениях неудачным. Муавийа II ни духом, ни телом не был пригоден для руководства государством. Постоянная болезненность направляла течение его мыслей в сторону смерти. По словам одного современника, это был "благочестивый юноша, много думающий о потустороннем". Не желая осквернять себя делами бренного мира, Муавийа поручил их Хасану ибн Малику. Последний пользовался авторитетом в Палестине и Сирии, но ничего не значил за их пределами. Аравийские арабы продолжали находиться в оппозиции к Омейядам. Другие провинции заняли выжидательную позицию. Фактически в стране установилось безвластие. В феврале 684 г. Муавийа отрекся от власти. Преемника себе он не назначил, так как вскоре скоропостижно скончался от чумы. Его брат Халид, увлекавшийся алхимией и греческой философией, также отказался от престола. Других взрослых сыновей у Йазида не было, и взоры всех сторонников династии обратились на представителя другой ветви Омейядов, Марвана ибн ал-Хакама. Однако его права были далеко не бесспорны, и утвердиться на престоле он мог только в результате борьбы.

Тем временем в конце февраля в Медине провозгласил себя халифом сын аз-Зубайра, известного сподвижника Мухаммада, Абдаллах ибн аз-Зубайр. Его власть вскоре признали в Египте и Палестине, Ираке и Хорасане. Одна только Сирия отказалась присягать ему на верность. В противовес Ибн аз-Зубайру здешние арабы в июне 684 г. провозгласили халифом Марвана I. Поначалу положение этого Омейяда казалось очень неустойчивым - даже в Сирии у него было много противников, присягнувших Ибн аз-Зубайру. Но Марван, в отличие от своего соперника, который безвыездно сидел в Медине, действовал очень энергично. Стремительно двинувшись на Дамаск, он завладел столицей и всеми находившимися там припасами и деньгами. Затем в долгом, продолжавшемся около двадцати дней, сражении на Мардж Рахит Марван нанес поражение сторонникам Ибн аз-Зубайра, после чего вся Сирия и Палестина перешли под власть Омейядов. Развивая успех, халиф двинулся в Египет, в декабре того же года занял Фустат, быстро возвратился в Дамаск и отправил отсюда в Аравию 6-тыс. войско под командованием Хубайши ибн Дулдже. Тот разгромил сторонников Ибн аз-Зубайра и легко занял Медину, но потом был разбит подошедшими басрийцами и пал в бою. Тем не менее Марван чувствовал себя уже настолько уверенно, что в марте 685 г. объявил наследником своего сына Абд ал-Малика. Вскоре после этого, 7 мая, старый халиф скончался (по всей видимости, от чумы, хотя существует версия, что его задушила во сне подушкой его жена).

Абд ал-Малик стал халифом в возрасте 40 лет. Он был строен, красив, любил поэзию, отличался благоразумием, твердостью и умом, но при всем этом был несколько скуповат и неравнодушен к лести. К моменту принятия власти он успел приобрести большой военный и административный опыт. Правление нового халифа начиналось в очень непростых условиях. В придачу к внутренней гражданской смуте добавилась внешняя война с северным соседом Халифата Византией. Вскоре после смерти Муавийи I арабы были изгнаны с Родоса, Крита и Кипра. Византийский флот вернул себе господство на море. В 684 г. были взяты основные базы арабского господства в Малой Азии - Малатья и Мараш. Вслед за тем мусульмане отдали врагу старую столицу Сирии Антиохию. Летом 685 г. халифу удалось заключить с византийским императором Константином IV мирный договор. Условия его были крайне тяжелы для Абд ал-Малика (он обязался уплачивать по 1 тыс. динаров, одному рабу и одному коню за каждый день перемирия), но иного выбора у халифа не оставалось, ибо воевать одновременно на два фронта в его положении едва ли было возможно.

Помирившись с византийцами, Абд ал-Малик в начале зимы 686 г. отправил в Аравию отряд, который без боя овладел Мединой, Хайбаром и Фадаком. Но потом внимание халифа было отвлечено иракскими событиями. В октябре 685 г. в Куфе произошло восстание шиитов, во главе которых встал ал-Мухтар ибн Абу Убайд ас-Сакафи. Едва овладев городом, они развернули наступление против сирийцев. В августе 686 г. те потерпели тяжелое поражение на реке Хазир, после чего сдали врагу Мосул и Нисибин. Но в разгар успешного наступления куфийских шиитов на них неожиданно напали с тыла басрийцы - сторонники мекканского халифа Ибн аз-Зубайра. В апреле 687 г. они штурмом взяли Куфу. Ал-Мухтар пал в бою. Однако и басрийцы не смогли развить свой успех, так как у них началась война с хариджитами - представителями другой оппозиционной секты. Последние к началу 688 г. овладели всей Юго-Восточной Аравией, включая Оман, Бахрейн и Йемен, а также иранскими областями Кирманом и Систаном.

Взаимные распри врагов дали Абд ал-Мелику передышку, но он не мог ей воспользоваться из-за нехватки средств (четверть всех налоговых поступлений шла на уплату дани Византии). К тому же Сирия была сильно опустошена чумой и голодом. В 688 г. халиф возобновил войну с византийцами, которая на этот раз была успешной для арабов. В том же году они вернули Антиохию. Византийский император Юстиниан II, который вел в это время в Европе тяжелую борьбу с болгарами, не имел возможности помешать наступлению мусульман. В начале 689 г. он согласился на заключение нового мирного договора, гораздо более выгодного для Абд ал-Малика, нежели прежний. Летом халиф двинулся на Нисибин и склонил его защитников перейти на свою сторону. В следующем году он также без сопротивления занял Мосул. В октябре 691 г. у Маскина были разбиты басрийцы, после чего халиф без боя вошел в Куфу, а затем и в Басру. В 692-693 гг. были разбиты хариджиты Восточной Аравии. После всех этих побед в руках мекканского халифа Ибн аз-Зубайра остался только Неджд. В марте 692 г. верные Абд ал-Малику войска приступили к новой осаде Мекки. Вскоре здесь начался голод. Постепенно Ибн аз-Зубайра покинули почти все сторонники. С оставшейся горсткой соратников он 5 ноября попытался пробиться из города и пал в бою. Арабское единство после этого было восстановлено. Но иранские провинции были отбиты у хариджитов только к 695 г.

В последние десять лет своего правления Абд ал-Малик смог провести некоторые очень важные преобразования. При нем впервые началась чеканка новых дирхемов с мусульманской символикой (до этого в Халифате имели хождение византийские и иранские монеты). Большое значение имела проведенная им налоговая реформа, в результате которой значительно возросли государственные доходы. Возобновились внешние завоевания, прерванные десятилетней гражданской войной. Особенно успешной была война в Северной Африке, которую вел талантливый полководец Хассан ибн Науман. В 696 г. был окончательно завоеван Карфаген. Хассан велел разрушить этот древний город и срыть его стены. (После чего Карфаген уже больше никогда не возродился.) Однако, разбив византийцев, арабы столкнулись в этом районе с многочисленными племенами берберов. Сначала Хассан потерпел от них поражение и должен был отступить обратно к Кайруану. В 703 г. он начал новый поход и нанес берберам тяжелое поражение у горы Аурас. Побежденным пришлось признать над собой власть халифа и принять ислам.

В 705 г. Абд ал-Малику наследовал сын ал-Валид I. Это был энергичный и деятельный властелин. Подобно Умару I он умел твердой рукой сдерживать своих полководцев и наместников, даже тогда, когда они находились на расстоянии тысяч миль от столицы. Десять лет правления ал-Валида прошли в непрерывных войнах со всеми соседями Халифата. В 705 г. правитель Хорасана Кутейба ибн Муслим приступил к окончательному завоеванию тюркских княжеств Средней Азии. В 706 г. был взят Пейкенд, в 709 г. - Бухара, в 710 г. - Кеш, в 712 г. - Самарканд и Хива. В 713 г. арабы переправились через Сырдарью, проникли в Фергану и Шаш (Ташкент). Другая арабская армия, возглавляемая Мухаммадом ибн Касимом, наступая вдоль побережья Индийского океана, раздвинула юго-восточные границы Халифата вплоть до устья Инда, где после продолжительной осады был взят индийский город Дейбул. После этого Мухаммад двинулся вверх по Инду через Синд и Южный Пенджаб и взял в 711 г. большой город Мультан.

Но наиболее грандиозные завоевания при ал-Валиде были осуществлены на западе, где действовал другой знаменитый полководец той поры Муса ибн Нусайра. Усилив свою армию принявшими ислам берберами, он в 706-709 гг. завоевал остатки еще сохранившей независимость Северной Африки и вышел к берегам Атлантического океана. Только Сеута оказала арабам ожесточенное сопротивление и надолго задержала их продвижение. В конце концов правивший здесь византийский наместник Юлиан перешел на сторону Мусы и оказал ему важные услуги во время войны в Испании. Один из полководцев Мусы, Абу Зура Тариф, в 710 г. переправился через Гибралтарский пролив на кораблях, предоставленных ему Юлианом, опустошил окрестности Алхесираса и вернулся с большой добычей. В следующем году другой полководец Мусы, Тарик ибн Зийад, повторил вторжение. Король испанских вестготов Родерик двинулся ему навстречу. 19 июля у речки Вади Бекка началось историческое сражение между христианами и мусульманами. Оно продолжалось восемь дней и закончилось полным разгромом вестготов. Спустя некоторое время они были окончательно побеждены в сражении при Эсихе. Кордова и столица королевства Толедо сдались без сопротивления. В 712 г. в Испанию переправился сам Муса. После непродолжительной осады он взял Севилью. У Мериды завоеватели понесли чувствительные потери. Тем не менее к концу 713 г. весь северо-запад полуострова от Сарагосы до Пиренеев уже был в их власти. Через год покорился и юго-восток.

В годы правления ал-Валида арабы достигли пика своего могущества. После его смерти начинается постепенное ослабление Халифата, вызванное внутренними смутами. Еще с домусульманской поры в Аравии существовала вражда между южными и северными аравийскими племенами. Обобщенное наименование первых было кальбиты, вторых - кайситы. Пока во главе государства стояли даровитые правители, удавалось в какой-то мере гасить эту вражду. Так при Абд ал-Малике и ал-Валиде восточные провинции Халифата были вверены кайситу Хаджжаджу, который на все важные посты поставил своих соплеменников. Кальбиты в качестве компенсации получили свободу действий на западе, где всеми делами заправлял йеменец Муса Тарик.

Это слабое равновесие было нарушено после смерти ал-Валида I, которому в 715 г. наследовал его брат Сулайман. Новый халиф очень любил женщин и веселые пиршества и не умел жертвовать своими личными побуждениями во благо государству. Он не обладал ни хладнокровием, ни мудростью своих предшественников и из всех качеств своей семьи унаследовал только надменность. При нем кальбиты получили явный перевес над кайситами. Наместником Ирака был назначен кальбит Йазид ибн Муххалаба, старый враг умершего в 714 г. Хаджжаджа. Он сразу начал гонения на самых заслуженных и уважаемых лиц, принадлежавшей к еще недавно господствовавшей партии северян. Замечательный полководец предыдущего царствования Мухаммад ибн Касим был лишен всех своих постов и казнен. Это вызвало сильное ожесточение со стороны кайситов. Впрочем, кратковременность халифата Сулаймана не позволила довести это противостояние до взрывоопасных размеров.

Главным событием этого периода следует назвать осаду мусульманами византийской столицы. В 717 г. Сулайман двинул к Константинополю огромный флот и сильную армию. В августе арабы переправились на фракийский берег и со всех сторон обложили город. Однако осада с самого начала сопровождалась огромными трудностями. Осаждающим с большим трудом удавалось собирать провиант, так как местное население относилось к ним очень враждебно. К тому же сильные бури и огненосные греческие корабли наносили большой урон их флоту. В довершении всех бед из-за сильной скученности в арабском лагере началась опустошительная эпидемия. В августе 718 г. осада была прекращена. Это случилось уже после смерти Сулаймана, которого осенью 717 г. разбил паралич. Перед смертью, по совету придворного богослова Раджа ибн Хайвы, он назначил своим преемником двоюродного брата Умара II. Этот халиф прославился необычайной святостью жизни и своей попыткой перестроить жизнь государства в строгом соответствии с требованиями Корана. Однако он правил очень недолго, и его 3-летний халифат был не более чем кратким эпизодом в истории Омейядов.

Умару наследовал в 720 г. третий сын Абд ал-Малика, Йазид II. То был легкомысленный, беспечный человек (Ибн Тиктак называет его "распутнейшим из Омейядов"). Он правил беспорядочно и успел за четыре года растратить на свои прихоти всю казну. О государственных делах Йазид особенно не заботился и ревностно занимался только поэзией, музыкой и своими наложницами. При нем кайситы опять стали у кормила правления, что вызвало сильное возмущение во всех восточных провинциях. Мятежники двинулись в Ирак, но были разбиты на берегах Евфрата неподалеку от Куфы. В 724 г. престол перешел к брату Йазида, Хишаму, человеку умному, кроткому и целомудренному. При этом халифе в делах правления установился некоторый порядок, ибо из всех сыновей Абд ал-Малика, правивших после ал-Валида I, он, несомненно, был самый даровитый. Его репутации вредило лишь одно - неумеренная скупость. Хишам повсеместно поднял налоги и ввел новые подати. Это мера вызвала сильное возмущение в провинциях и мятежи. Впрочем, центробежные тенденции проявились только в конце халифата Хишама. А поначалу он даже пытался вести завоевания. Еще в 718 г. арабы из Испании проникли за Пиренеи. В 720 г. они взяли Нарбону, которая стала их опорным пунктом в войне с франками, а в 732 г. продвинулись почти до самой Луары. Однако в 732 г. мусульмане были разбиты Карлом Мартелом у Пуатье. В пору великих завоеваний подобное поражение едва ли могло надолго задержать продвижение их победоносной армии, но теперь ее поступательный импульс иссяк. Империю захлестывают смуты. В 725 г. разгораются восстания в Средней Азии. Все провинции за Амударьей, а также Балх и Герат отпали от Халифата. Только в 738 г. талантливый полководец Наср ибн Сеййар сумел вновь покорить их. Еще более грандиозный размах приняло освободительное движение в Северной Африке. Берберские племена были возмущены тем, что их поставили на положение язычников. При Хишаме они не только должны были платить налоги наравне с иудеями и христианами, но и несли еще одну унизительную повинность - поставляли своих дочерей в гарем халифа. Это вызывало у них гнев и чувство горечи. В 740 г. восстали племена, обитавшие на территории нынешнего Марокко. Огромное сирийское войско, отправленное на подавление этого мятежа, было разгромлено ими на реке Себу. В 741 г. к восставшим присоединились испанские берберы. Но уже в следующем году новый наместник Кайруана Ханзала ибн Сафван разбил непокорных у деревни Аснам неподалеку от Кайруана и сумел на короткое время утвердить власть халифа во всей Северной Африке и Испании. В 743 г., незадолго до смерти Хишама, империя в последний раз была восстановлена в прежних границах.

Но едва престол перешел к племяннику Хишама, ал-Валиду II, смуты и мятежи вспыхнули с новой силой. Новый халиф был человек храбрый, щедрый и волевой, но при этом ограниченный и деспотичный. Вместе с тем он чрезмерно предавался вину, певицам и удовольствиям, отличался сладострастием и жестокостью. Недруги обвиняли его в том, что он даже по внешности перестал быть мусульманином. Едва приняв власть, ал-Валид казнил самым бесчеловечным образом заслуженного наместника, кальбита Халида ибн Абдаллаха. Единоплеменники последнего восстали в 744 г. и провозгласили халифом сына ал-Валида I, Йазида. Покинутому всеми ал-Валиду II оставалось уповать только на милосердие своих врагов. По примеру одного из своих предшественников, халифа Усмана, он встретил убийц с Кораном в руках, но не смог смягчить их сердца и, умирая, обагрил своей кровью страницы священной книги. Ибн Тиктак пишет, что после него осталось много хороших стихов.

Однако и поставленный кальбитами Йазид III почти нигде не был признан. Кайситы Химса тут же восстали и двинулись на Дамаск. Тогда же выступил с претензиями на власть наместник Армении Марван ибн Мухаммад, принадлежавший к роду Омейядов. Но прежде, чем успела разгореться война, Йазид III осенью 744 г. скончался, передав перед смертью престол своему брату Ибрахиму. Ни Марван, ни кайситы не признали нового халифа. 18 ноября произошло большое сражение у Айн ал-Джарр (между Ливаном и Антиливаном), в котором 80 тыс. сторонников Марвана наголову разгромили 120-тыс. армию Ибрахима. Последний отрекся от престола, и после сдачи Дамаска Марван II был провозглашен халифом. Новый правитель не блистал особыми талантами, но был храбрый воин и хороший администратор. Однако будь на его месте даже очень талантливый человек, он едва ли смог бы предотвратить падение династии.

В 745 г. восстали кайситы Северной Африки, во главе которых встал Абд ал-Рахман. Он захватил Кайруан, а затем овладел всеми провинциями к западу от Триполи. Тогда же от Халифата окончательно отпала Испания. В том же году Марвану пришлось вести войну с нубийцами, которые в 745 г. вторглись в Египет и заняли Фустат. Затем он двинулся в Ирак, где подняли восстание хариджиты. Однако все эти события были только прелюдией к тому, что ждало халифа впереди. В 747 г. в районе Мерва в Средней Азии вспыхнуло мощное восстание, подготовленное старыми противниками Омейядов - братьями Ибрахимом, Абу-л-Аббасом и Абу Джафаром из рода Аббасидов. К ним сейчас же пристали арабы-кальбиты и многочисленные персидские шииты. Несколько повстанческих армий двинулись на запад и в течении трех лет завоевали весь Иран и Ирак. К началу 750 г. военные действия переместились к Мосулу, где Марван успел собрать большую армию. Сил для борьбы у него было достаточно, но в решительный момент, когда развернулось сражение у Большого Заба, часть находившихся под его знаменами арабов-кальбитов перешла на сторону Аббасидов. Марван потерпел поражение и бежал. В апреле победителям сдался Дамаск. Марван отступил в Египет и был еще раз разбит при Бушре. Выслеженный благодаря измене, он был выдан врагам и 5 августа 750 г. умерщвлен. После этого победители начали настоящую охоту на представителей династии Омейядов. Все, кто принадлежал к этому роду, подлежали немедленному уничтожению. Лишь немногим удалось скрыться. Так, внук Хишама, Абд ар-Рахман ибн Муавийа, сумел ускользнуть в Испанию, где сделался родоначальником испанских Омейядов. На остальной территории Халифата началось правление Аббасидов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Омейяды – первая халифская династия, правившая арабской империей в 661-750 гг. К тому же роду относился и халиф Осман (644-656).

Омейяды являлись богатейшим купеческим родом Мекки, чей глава, Абу Суфьян, поначалу был самым упорным противником начатой в этом городе проповеди пророка Мухаммеда . В те времена Мекка и расположенная в ней Кааба были главными центрами арабской языческой религии. Город извлекал из этого огромные выгоды, и Абу Суфьян полагал, что новая религия – ислам – может лишь мекканцев этих преимуществ. После бегства Мухаммеда в Медину между ней и Меккой началась война, в которой Абу Суфьян возглавлял мекканских противников мусульманства. Однако когда успех стал склоняться на сторону мединцев, изворотливые Омейяды сумели примириться с Пророком. Соглашение облегчилось тем, что один из представителей их семьи, Осман, принадлежал к числу ближайших сподвижников Мухаммеда . В 630 г. Омейяды сдали мединским мусульманам Мекку и подчинились власти Пророка. В новом объединённом арабском государстве эта фамилия заняла видное положение. При начавшихся вскоре великих мусульманских завоеваниях выдвинулся Омейяд Муавия, который стал видным военачальником в Сирии и построил там первый исламский флот. Осман же сделался третьим по счёту халифом. Партия строгих мусульман была недовольна им, считая, что Осман отошёл от пуританского духа ислама и чересчур потакает родственникам. Толпа ревнителей веры ворвалась во дворец Османа и убила его (656 г.). Правоверные избрали новым халифом двоюродного брата Пророка, Али , но его сторону приняла лишь восточная половина новой арабской империи – Аравия и Персия. Сирия и Египет не одобряли излишнего религиозного фанатизма и выдвинули собственным кандидатом на халифат Муавию. Всё царствование Али (656-661) прошло в гражданской войне с соперниками. В конце концов и он был убит . Приверженцы Али поначалу провозгласили халифом его сына Хасана , но этот чуждый честолюбия человек предпочёл за крупную сумму денег отречься от прав на престол в пользу удачливого соперника своего отца, Муавии. Хасан удалился в Медину и вскоре умер там в молодом возрасте.

Основание Муавией первой династии халифов

Первой, очень важной реформой халифа Муавии (661-680) был перенос столицы из Медины в Дамаск, где он долго был правителем, входил в соприкосновение с византийской администрацией и перенимал ее опыт. Халифат Омейядов часто и именуется Дамасским, в отличие от Багдадского халифата Аббасидов. Этот перенос столицы наносил решающий удар партии потомков Али (Алидов ), на стороне которых была Медина. Девятнадцать лет Муавия правил как абсолютный властелин, восстановив государственное единство арабского мира после тяжкого междоусобия. Он вернулся к своей идее морского могущества и даже дерзнул напасть на Византию. Его терпимость по отношению к христианам обеспечивала ему непоколебимую верность Сирии. Умирая (680 г.), он назначил своим наследником сына Язида . Первые четыре халифа были выборными, но этим назначением сына в преемники Муавия создавал первую халифскую династию – теперь сан повелителя правоверных должен был передаваться по наследству.

Гражданская война в халифате 680-690-х годов

Это вызвало сильный протест, которым воспользовались другие претенденты на халифат, и вступление на престол Язида не обошлось без кровопролития. Младший брат Хасана – Хусейн , внук пророка Мухаммеда, живший в годы правления Муавии изгнанником в Медине, по призыву приверженцев своей семьи покинув Мекку, чтобы соединиться с ними в иракской Куфе, но подвергся преследованию омейядских всадников и был окружен у Кербелы. Десять дней Хусейн, сопровождаемый небольшим отрядом, надеялся, что случай выручит его. Командующий халифским войском, по-видимому, намеревался заставить его сдаться без боя, но Хусейн не согласился на это. Завязалась битва при Кербеле . Четырехтысячное войско халифа легко справилось с маленьким отрядом Хусейна, и последний пал под ударами врагов (680 г.). Это событие, не имевшее крупного военного значения, получило бесчисленные политические и религиозные последствия: у шиитов – партии, требовавшей передачи халифата Алидам – появились первые мученики.

Мечеть Омейядов в Дамаске. Панорамный вид

После смерти Хусейна халифу Язиду пришлось бороться с гораздо более опасным претендентом – Абдаллахом, сыном Зубайра , близкого сподвижника Пророка, который прежде, подобно Муавии, соперничал за халифат с Али (656 г.). После гибели Хусейна Абдаллах провозгласил себя халифом в Мекке и вскоре был признан всем аравийским Хиджазом. Войска Язида победили мединцев, ставших на сторону этого антихалифа, и двинулись на Мекку. Осада этого города, во время которой обстреливалась из катапульт и была подожжена Кааба, длилась уже более двух месяцев, когда пришло известие о смерти халифа Язида (683 г.). Число приверженцев Абдаллаха ибн Зубайра сразу выросло: его признали халифом Южная Аравия, Ирак и часть Сирии. Остальные страны мусульманского мира остались верны Омейядам, несмотря на невысокие достоинства двух наследников Язида, Муавии II и Мервана I (683-685). Его третий преемник Абд аль-Малик (685-705) оказался в весьма трудном положении. Халифат оспаривали у него уже три претендента: Мухаммед, прозванный «сыном ханафитки» («незаконный» сын Али), Наджда (ставленник хариджитов) и Абдаллах, сын Зубайра. Но Абд аль-Малик в долгой и трудной борьбе восстановил власть Омейядов: снова был завоеван Ирак, побеждены хариджиты, а Абдаллах ибн Зубайр погиб, сражаясь в бою, при взятии Мекки халифским войском в 692 г. Так закончилась попытка воспрепятствовать основанию династии Омейядов.

Арабские завоевания при Омейядах

При Абд аль-Малике и его преемнике Валиде I (705-715) благодаря деятельности высокоодаренного, хотя и деспотичного министра Хаджаджа в мусульманской империи восстановился порядок. Возобновились войны с Византией.

Затем халифы династии Омейядов быстро сменяли один другого в течение первой половины VIII в., если не считать долгого правления Хишама (724-743). Из всех этих халифов выделялся высоко религиозный Омар II (717-720) он стоял за милосердие даже по отношению к противникам (что едва не привело к крушению государства). Остальные: Сулейман (715-717), Язид II (720-724), Валид II (743-744), любители искусств и наслаждений, вызывали только недовольство своих подданных и способствовали упадку династии, несмотря на значительность завоеваний, сделанных их военачальниками.

Арабские завоевания, на короткое время приостановленные при Али, в эпоху Омейядов возобновились с прежней силой, направляясь и на восток, и на запад. На востоке арабы уже в 661 г. достигли афганского Герата, а оттуда их войска дошли до Инда, пройдя через Афганистан. Начиная с 674 г. они совершали нападения на Мавераннахр («междуречье» Амударьи и Сырдарьи) и к началу 710-х гг. захватили эту область. Они окончательно подчинили Армению и ринулись за Кавказ, где столкнулись с могущественными хазарами . При халифе Хишаме омейядские армии одержали над хазарскими каганами ряд побед, дошли до Волги, поднялись по ней до широты Саратова и на обратном пути совершали рейды на равнины Южной Руси. Покорить Анатолию им, однако, не удалось, хотя арабы были уже близки к этому и даже в течение года осаждали Константинополь (717-718). Менее чем за сорок лет ислам достиг на востоке долины Инда.

В западном направлении завоевания были не менее значительными. В то время подчинявшиеся Византии берберские племена Северной Африки делились на три основные группы: 1) ловата на востоке (Триполитания, Джерид, Ор); 2) санхаджа на западе (кутама в Кабилии масмуда на побережье Марокко и собственно санхаджа в Сахаре); 3) кочевники зената , в районе Тлемсена. Вражда между санхаджами и зенатами сыграла на руку арабским завоевателям.

Полководец Омейядов Окба (Укба) ибн Нафи стал делать набеги на Ифрикийю (Тунис) и в 670 г. основал здесь Кайруан – опорный укреплённый лагерь завоевателей. После смелого набега, приостановленного лишь на атлантическом побережье Марокко, Окба попал в засаду и погиб. Когда положение Омейядов на троне упрочилось халиф Абд аль-Малик двинул свои войска на Карфаген. Город был взят и разорен (697 г.), затем отбит византийцами и снова оставлен ими через год. Соседние берберы организовали сопротивление мусульманам, возглавленное авторитетной пророчицей Кахиной (буквально – «Колдунья»). Но арабам опять помогла разобщенность их противников, и им удалось соединить с военной экспансией религиозную. Побеждённые берберы приняли ислам и, увлекаемые перспективой захвата военной добычи, стали лучшей опорой арабов при последующем завоевании Испании. Армии Омейядов дошли до берегу Северной Африки до самой Атлантики, захватили Танжер и Балеарские острова.

Мечеть Окбы в Кайруане (Тунис). Основана полководцем Окбой в 670-е гг., перестроена в IX веке местной правящей династией Аглабидов

В занятой вестготами Испании порабощенный феодалами и епископами народ жаждал освобождения. В роли освободителей предстали арабы. Рабы и крепостные купили себе освобождение ценой обращения в ислам и облегчили задачу завоевателей: арабская конница одержала верх над христианской пехотой, и в 711-714 гг. практически весь Пиринейский полуостров перешёл под власть мусульман (см. статью Завоевание Испании арабами ).

С 721 г. арабы начали предпринимать набеги по ту сторону Пиренеев, в Галлию, где королевство Меровингов агонизировало подобно вестготской монархии в Испании. Остановленные графом Эвдом на Гаронне, арабы повернули в долину Роны и опустошили ее в 725 г. Спустя семь лет, в 732 г., их всадники пересекли Гасконь, взяли Бордо и помчались на Пуатье, где их (ровно через сто лет после смерти Мухаммеда) разгромил в страшной битве Карл Мартелл . В 737 г. он опять обратил их в бегство в битве у Нарбонны.

Несмотря на это поражение, военная экспансия арабов не прекратилась. Халифат достиг тогда вершины своего величия: он простиралась от Атлантического океана до Инда, от Каспия до Нильских порогов. Деятельность халифов в основном была направлена к централизации. Как Мухаммед умел сплавить враждебные друг другу племена Аравии в одну религиозную общину, так Омейяды объединили в огромной империи народы, которые незадолго до этого боролись между собой. Для осуществления такой задачи была необходима терпимость – политическая, религиозная и духовная. Её всегда проявляли Омейяды: основатель этого рода, современник Мухаммеда Абу Суфьян жил в добром согласии с христианами и евреями, а его потомки женились на христианках, назначали пенсии ораторам и поэтам, среди которых встречались и христиане, и люди, насквозь проникнутые языческими традициями (не говоря уже о музыкантах, певцах и певицах). Они незаметно подпали под очарование цивилизации древней Сирии. Это свободомыслие шокировало многих верующих, не изменивших суровому духу ислама раннего периода. Правоверная Медина осуждала омейядский Дамаск, как в XVI в. кальвинистская Женева – «развратный» папский Рим.

Низложение Омейядов Аббасидами

Но Омейядская империя была слишком обширна и пестра, чтобы ее единство стало прочным. Чем дальше раздвигались ее границы, тем резче выступало несоответствие между массой покоренных народов и небольшим числом арабских завоевателей. К тому же, убедившись, что обращение в ислам уменьшает налоговые поступления, творец могущества династии Омейядов, Хаджадж, отменил закон об освобождении от поголовной подати за обращение в ислам, благодаря которому ранее покорённое население легко получало равноправие с завоевателями. Главным государственным принципом Омейядского халифата стала не мусульманская религия, а арабский национализм. При Омейядах арабы обращались с завоёванными народами, как с низшими, тогда как эти народы были наследниками древних цивилизаций и поднимали то тут, то там движения в пользу национальной независимости. Агитацию за «равноправие» поддержали хариджиты и шииты. Их активная и искусная пропаганда ускорила падение династии Омейядов.

Шииты усилили свою пропаганду в царствование благочестивого, но слабого халифа Омара II в 720 г. Но сторонникам шиитской династии Алидов суждено было еще раз потрудиться для других, и они это слишком поздно заметили. С давних пор потомки Аббаса, дяди Пророка, приобрели уважение мусульман своей достойной жизнью. Все усиливавшаяся оппозиция против Омейядов мало-помалу привела Аббасидов к мысли свергнуть этих халифов и занять их место.

Преданные аббасидские агенты были разосланы по всему халифату. Особенно благоприятную почву они нашли в Хорасане (северо-восточный Иран), где персы, считавшие себя более древней и славной нацией, чем арабы, не могли примириться с порабощением. Потомкам Аббаса посчастливилось получить неожиданную помощь со стороны шиитов. Эти сторонники семьи Али, стремясь вернуть ее к власти, делились на две партии. Имамиты, приверженцы сына павшего при Кербеле Хусейна, держались в стороне от аббасидской пропаганды. Но другая шиитская партия – хашимиты, стояла за сводного брата Хусейна, прозванного «сыном ханифитки», а затем, после его смерти, за его сына Абу Хашима (отсюда и название партии). В 716 г. Абу Хашим умер (возможно, отравленный), завещав свои «права на халифат» правнуку Аббаса Мухаммеду ибн Али. Раскол в партии шиитов содействовал аббасидской пропаганде, которая продолжалась и после смерти Мухаммеда ибн Али. Двое его сыновей привлекли на свою сторону энергичного и беспощадного перса Абу Муслима . Черные знамена Аббасидов были подняты против белых знамен Омейядов в мятеже, поднятом хорасанцами в 747 г. Через три года первый Аббасид – Абуль-Аббас ас-Саффах – был провозглашен халифом в мечети иракской Куфы (750 г.), а последний Омейяд Марван II (744-750) потерпел сокрушительное поражение и погиб. Его родственники подверглись безжалостному истреблению. Но одному из них, Абдаррахману , удалось бежать в Испанию. В 755-756 гг. он основал там независимое от Аббасидов царство , положив этим начало распаду халифата.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: