Методика воспитания детей дошкольного возраста в детском саду. Самые эффективные методики воспитания детей. Управление дошкольным образовательным учреждением

На сегодняшний день существует огромный выбор методик обучения и воспитания детей, которые значительно отличаются друг от друга. Некоторые авторы считают, что учить чтению необходимо с рождения, другие советуют не торопиться до семи лет. Кто-то делает основной упор на физическом развитии, а кто-то – на интеллектуальном или творческом.

Некоторые же скептики вообще уверены, что раннее развитие – это обычная мода, вынуждающая родителей тратить больше денег на образование малыша. Давайте разберемся, какие воспитательные методики в наше время считаются самыми эффективными.

Сразу предупредим, что мы не агитируем за какую-либо одну методику и не говорим, какая из них лучше. Дело в том, что каждый малыш индивидуален, развивается в собственном темпе, шаг за шагом осваивая новые умения. Поэтому и выбирать педагогические методы нужно, ориентируясь только на особенности своего ребенка.

Педагогика Марии Монтессори

Пожалуй, самая распространенная образовательная методика – школа Марии Монтессори. В ее основе лежат три несложных принципа: саморазвитие, самовоспитание и самообучение.

Задача родителей и воспитателей – помочь детям реализовать индивидуальность, научить их взаимодействоват ь с предметами. Отсюда и основной девиз метода: «Помоги мне это сделать самому».

В образовательных учреждениях, занимающихся по этой системе, отсутствует разделение по возрастам – в одной группе занимаются младшие и старшие дошкольники.

Монтессори-класс поделен на пять основных зон (практическая, сенсорная, языковая, математическая и космическая), состоящих из особого дидактического материала.

Среди плюсов методики – отсутствие принуждения к учебе. Однако некоторые критики считают, что она подрывает воспитательский авторитет, превращая педагога в стороннего наблюдателя.

Музыкальная академия профессора Сузуки

Японский скрипач и педагог Шиничи Сузуки считал своей целью воспитать из ребенка не музыканта, а порядочного и благородного человека.

Если дети полюбят хорошую музыку, то станут тянуться к красоте во всех сферах жизни.

«Рождение таланта» – именно так называется метод профессора Сузуки. Его суть заключается в трех основных положениях.

  1. У всех людей есть музыкальные способности. Просто кому-то в детстве смогли привить любовь к музыке и инструментам, а у кого-то эти задатки не смогли разглядеть.
  2. Главная составляющая методики – искренняя любовь к малышам и желание им помочь. Педагог, который относится равнодушно к детям, никогда не добьется успеха в реализации этого метода.
  3. Без активного участия членов семьи система работать не сможет. Поэтому автор рекомендовал родителям регулярно посещать музыкальные уроки, дополнительно заниматься с ребенком дома, а еще лучше – научиться играть на инструменте, чтобы уяснить все тонкости методики.

Система воспитания Глена Домана

Американский ученый, по сути, является родоначальником идеи развития детей с пеленок. Глен Доман уверял, что потенциал маленьких деток поистине безграничен, поэтому их можно научить чему угодно. Кстати, некоторые лауреаты Нобелевской премии в детстве учились именно по этой методике.

Чтобы научить ребенка чтению, математике, необходимо соблюдать единый принцип. Малышу в течение суток демонстрируют карточки, на которых изображены целые слова, точки, животные, растения, исторические деятели и т.д. Взрослый при этом должен четко произносить название того, что присутствует на картинках.

Противники указывают на ряд существенных недостатков метода:

  • пассивность усвоения навыков;
  • о громное количество дидактического материала и загруженность мамы;
  • отрицание обычных игр и игрушек.

Поверь в свое дитя

Бельгийская актриса Сесиль Лупан, увлекшаяся идеями раннего развития, успешно реализовала их на своих дочках. Основой ее индивидуализиров анного подхода стал метод Глена Домана, однако автор полностью его переработала и добавила свои личные нюансы.

Сесиль разработала строго индивидуальную методику воспитания, взяв в расчет детские наклонности и интерес к тем или иным занятиям.

В ее программу входят курсы по изучению музыки, истории, географии и прочих областей знаний для детей раннего и дошкольного возраста.

Например, стимулировать зрение можно через зеркала, цветные и черно-белые картинки, гримасы.

Обучение чтению следует начинать лишь после того, как малыш начнет разговаривать. Необходимо написать название предмета и повесить в строго определенных местах – например, слово «полка» прикрепить к полке.

В общем, труд Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя» стоит прочитать хотя бы в качестве бесценного опыта любящей матери.

Волшебные кубики Зайцева

Огромную известность российскому ученому Николаю Зайцеву принесли кубики, которые используют тысячи и тысячи воспитателей и родителей.

Однако в данной методике есть еще музыкальные и шумовые игрушки, разные карточки, головоломки, строительные наборы и многое другое.

Суть метода в следующем – обучение затрагивает все виды детского восприятия: слуховую и зрительную память, мышление, тактильные ощущения. Главный же принцип методики Зайцева – учить ребенка чтению и счету необходимо весело, в игре, а не за партой.

Дидактические материал состоит из кубиков разных размеров и цветов, на чьи грани нанесены склады – согласная и гласная буквы; согласная и мягкий или твердый знаки; одна буква. Кубики со складами наполняются:

  • металлическими предметами (звонкие буквы);
  • деревянные предметы (глухие звуки);
  • колокольчиками (гласные звуки).

Последователи Николая Зайцева считают его методику самой прогрессивной и практичной в использовании. Так ли это – решать только вам.

Воспитание по-никитински

В основе методики супругов Никитиных лежит творческое начало, естественность и близость к природным истокам.

Родителям следует не принуждать детей, а всего лишь помогать разобраться в трудных ситуациях.

Принципы воспитания по данному методу по-своему уникальны для отечественной педагогики.

  • Нельзя ограничивать детскую свободу. Ребенок должен заниматься, сколько хочет, сочетая физические упражнения с другими видами деятельности. Что-то новое можно предлагать после того, как малыш сам проявит к этому интерес.
  • Не следует подсказывать детям. Если кроха может выполнить какое-либо задание самостоятельно, значит, он и должен это делать сам. Работайте с ним, а не за него.
  • Необходимо сочетать интеллектуальное и физическое развитие ребенка. Вот почему эта методика отлично подойдет физически ослабленным малышам.
  • Обеспечьте детям совместную работу – девочки могут помогать маме по хозяйству, а мальчики – папе. Такая деятельность является очень эффективным способом общения, на которое иногда взрослым не хватает времени.

Кроме вышеперечисленны х принципов и идей, Никитины разработали необычные развивающие игрушки для деток всех возрастов: «Уникуб», «Сложи квадрат», «Сложи узор» и т.д.

После трех уже поздно

У автора методики Масару Ибуки очень интересная судьба, которая, во многом, и определила его открытия в области педагогики. Президент компании «Сони» обратился к раннему воспитанию после того, как его сын тяжело заболел и стал серьезно отставать в развитии.

Разработав собственные методы обучения, Масару восстановил здоровье и уровень психического развития своего чада и передал опыт японским педагогам и родителям.

Главная задача методики – обеспечить ребенка развивающей средой и свободной информацией. При этом малыш слушает классическую музыку и играет на скрипке вовсе не с целью стать великим скрипачом. Самое важное – в раннем детстве развить у крохи безграничные способности и желание учиться.

Подводя итоги, стоит сказать, что в любой методике воспитания думающий родитель сможет найти интересные способы обучения и дополнить ими свои собственные наработки. Кроме того, не стоит забывать и о том, что каждый малыш – личность со своими предпочтениями, способностями и желаниями.

Ученые насчитывают более пятисот различных методов, которые могут быть использованы при воспитании детей, поэтому понадобились способы упорядочивания их в определенную систему, которая указывает где, в какой области и с какой целью эти методы могут быть использованы педагогом.

В процессе передачи знаний дошкольникам используется самая распространенная классификация методов воспитания, состоящая из трех групп:

1. Словесные методы - когда воспитание опирается на словесные формы: беседа, рассказ, пояснение, разъяснение, инструктирование. Данные методы используются при воспитании дошкольников кратко, четко. Слово несет в себе эмоциональную составляющую. Так, запрещение действия должно быть окрашено эмоцией страха за ребенка, иметь категоричность запрета и не должно использоваться часто, чтобы не стать обыденным.

2. Практические методы - это игры, упражнения, тренировки, с помощью которых происходит закрепление изученного материала. Дети старшего становятся способными к соревновательной деятельности, что в воспитании имеет большое значение, воспитания достигается ребенком самостоятельно, при минимальной поддержке взрослого.

3. Наглядные методы. Когда образец поведения демонстрируется взрослым или с помощью иллюстрации, фильма, анализа поведения другого ребенка. На занятии используются картины, аудиозаписи, презентации, отрывки мультфильмов, иллюстрации к произведениям. Особенность наглядной работы с дошкольниками - это избегание показа неправильного поведения, т.к. дети склонны все повторять вслед за взрослым, не оценивая сознательно правильность или неправильность поступка.

Данная классификация методов воспитания в детских садах используется с приоритетом применения наглядных методов, т.к. они являются самыми распространенными в работе с младшими дошкольниками в связи с тем, что их мышление - наглядно-действенное, и они усваивают требования окружающего мира только на основе показа и словесного подтверждения. Чем старше становятся дети, тем чаще воспитатель применяет практические методы, тренируя навык у детей или положительную привычку.

Еще одна классификация методов воспитания, которая используется, имеет деление по составляющим человека, т.к. для формирования социально-значимого поведения группы методов должны воздействовать на все структуры личности:

1. Методы развития сознания - это основа мировоззрения ребенка, его интеллектуальная база, знание норм и правил поведения в социуме. Чем более богата и вариативна эта область, тем больше у ребенка возможностей делать отбор вариантов для социально правильного поведения. В эту группу входят все словесные и наглядные методы из предыдущей классификации.

2. Методы формирования дошкольников - это использование знаний не только в играх и на занятиях, но и применение их на практике, многократное повторение в разных ситуациях. Первоначально это делается под руководством взрослого человека, а затем дети тренируют навык самостоятельно.

3. Методы стимулирования (или формирования чувств) - это побуждение к более быстрому усвоению действия с помощью воздействия на чувства ребенка. Поэтому используется похвала, порицание, одобрение, создаются ситуации успеха. Дети реагируют даже на незначительное неодобрение значимого для них человека: мамы или папы, любимого воспитателя или бабушки. Формы используются самые разнообразные, т.к. методы стимулирования применяются в сочетании с методами развития сознания и формирования поведения. Эмоциональная реакция родителей на действия ребенка - действенный метод воспитания.

Данная классификация чаще всего применяется в детских садах, лучше всего способствует воспитанию дошкольников. Эмоциональная сфера дошкольников пока неустойчивая, лабильная, характеризуется перепадами в настроении детей, поэтому чаще рекомендуется задействовать положительные чувства дошкольников, т.к. испытав удовольствие от действия один раз, малыш захочет повторить это снова.

Современные мамы все чаще отказываются от бабушкиных правил воспитания, предпочитая методы новомодных педагогов. Тем более что и в книгах, посвященных детскому развитию, описываются невероятные результаты.

Итак, какие же методики воспитания детей самые популярные? Можно ли найти действенную систему обучения, одинаково подходящую всем малышам? Наша статья поможет занятым родителям выбрать лучшие воспитательные методы и принципы.

В начале XX века первая в Италии женщина-доктор разработала инновационную систему для обучения умственно неполноценных детей. После получения хороших результатов Монтессори перенесла метод на здоровых ребятишек.

Методика Монтессори состоит из трех важнейших компонентов:

  • ребенок (главный составляющая педагогики);
  • учитель;
  • окружающая среда.

«Помоги мне это сделать самому» – пожалуй, основной тезис всей педагогической концепции. Отсюда и три ведущих принципа: самообучение, саморазвитие и самовоспитание. Важно не принуждать малыша, а увлечь его, не растить гения, а выявить его возможности.

Плюсы методики неоспоримы: идет развитие логического и аналитического мышления, дети в непринужденной форме приучаются к порядку, учатся счету, письму и чтению.

Нельзя не затронуть и спорные положения методики. Ее минусы таковы:

  • мало внимания уделяется детскому творчеству;
  • автор отрицает позитивное влияние сказок, подвижных и сюжетно-ролевых игр;
  • метод не подходит непоседливым и замкнутым детям.

Вальдорфская школа

Педагогика равных возможностей, а именно так называют эту методику, возникла как часть антропософии – науки, разработанной Рудольфом Штайнером в начале XX века. В местечке Вальдорф при табачной фабрике ученый открыл первую школу для детей сотрудников.

Вальдорфская методика огромное внимание уделяет народной культуре и всем видам художественной деятельности. Дети в детском саду поют, танцуют, слушают сказки, участвуют в театрализованных представлениях, изготавливают куклы.

Кроме того, вальдорфская педагогика не одобряет раннее развитие. Вот несколько любопытных ограничений:

  • запрет на преждевременное (до 7 лет) обучение и интеллектуальные нагрузки. Малыши должны играть, как можно дольше оставаясь в своем сказочном мире;
  • отказ от телевидения, компьютеров – дети быстро впадают в зависимость от техники, которая разрушает их духовность и душевность;
  • нельзя оценивать детские поступки, иначе ребенок будет действовать под внешним давлением педагогов и родителей, ожидая похвалы или осуждения.

Вальдорфская система имеет и существенные недостатки: во-первых, воспитатели упускают время, когда малыш может с легкостью научиться грамоте, во-вторых, дети с трудом адаптируются к обычным садикам и школам.

Американский нейрохирург Доман разработал свою уникальную систему, занимаясь с малышами с травмами головного мозга. Он не просто вылечил детей, но и довел их интеллектуальное развитие до возрастных показателей. Способ решения проблемы оказался прост и необычен: если «включить» один из анализаторов, то работать начинают и другие органы чувств.

Читайте также: Нужно ли водить детей в детский сад?

Методика Домана базируется на двух тезисах:

  • клетки мозга растут и развиваются только в работе;
  • детский мозг – идеальный инструмент для учебы, до шестилетнего возраста дети учатся легко и с удовольствием, не требуя дополнительной мотивации.

Занятия представляют собой показ малышу карточек с красными точками (математика) и со словами (чтение). Также доктор рекомендовал родителям сделать энциклопедическую картотеку с изображениями растений, животных и других объектов.

В России представлена и методика Домана-Маниченко – адаптированная версия авторского метода Глена Домана. Андрей Маниченко не просто перевел слова, а подобрал оптимальный словарь с учетом русской грамматики. Для того чтобы заинтересовать малыша, применяется игровой подход, используются книги-вертушки и книги-прятки.

Критики системы Домана главным недостатком считают пассивность малыша при получении знаний. Дети не «работают», активно действует лишь их зрение. Именно поэтому метод не подходит непоседливым детям и маленьким кинестетикам. Они будут тянуть карточки в рот, мять и щупать.

Автор метода – не учитель, не врач, а любящая мама, которая обобщила собственный педагогический опыт для других родителей. Сесиль Лупан – бельгийская актриса, посвятившая себя воспитанию двух дочерей. Она переработала, дополнила и расширила методику Глена Домана, включив упражнения по плаванию, программы по обучению малышей географии, истории, рисованию, музыке и прочим областям знаний.

  1. Сочетайте слуховые, зрительные и тактильные сигналы. Для этого разговаривайте с ребенком, давайте ему трогать различные на ощупь предметы.
  2. Завершайте каждое занятие тем, что крохе больше всего нравится и что у него лучше всего получается.
  3. Прекращайте игру раньше, чем малыш устанет.
  4. Занимайтесь с самого рождения.

Явных минусов у этого метода нет. Единственный недостаток – маме придется тратить очень много времени на занятия и упражнения, без помощников реализовать задуманное не получится.

Методика семьи Никитиных

Борис и Елена Никитины, воспитав семерых детей, с середины прошлого века активно делились с другими родителями собственными секретами воспитания. Основа образовательной системы – естественное физическое развитие и различные упражнения для совершенствования интеллектуальной сферы.

Читайте также: Когда отдавать ребенка в детский сад?

Методика Никитиных включает в себя:

  • интерес к раннему развитию задатков и способностей;
  • подготовка среды для опережающего развития;
  • искренняя заинтересованность мамы и папы.

Особое внимание авторы метода уделяли закаливанию ребенка. Некоторые специалисты считают подобную систему оздоровления излишне экстремальной. Прежде чем применять ее, удостоверьтесь, что ваш малыш готов стать «моржом» и не навредят ли ваши усилия детскому здоровью и психике.

Петербургский педагог-новатор Николай Зайцев разработал новую систему обучения чтению с раннего детства. В основе его системы лежит не звуковое, не буквенное, не слоговое, а складовое правило.

Попросту говоря, элементарная частица речи – это склад или пара, которая состоит из согласного и гласного или согласного и мягкого (твердого) знака. Еще складом может быть один звук, обозначаемый на письме буквой.

Склады в табличках и на кубиках отличаются по многим параметрам: цвет, размер, объем, звучание. Подобное разнообразие помогает малышам различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки.

Знаменитые кубики являются всего лишь частью комплекса материалов по обучению грамматике. Николай Зайцев разработал пособия для занятий по математике, английскому языку. Автор предлагает использовать методику с двухлетнего возраста, однако скептики считают, что раннее чтение (тем более по складам) в дальнейшем приводит к ошибкам на письме.

Японский предприниматель, инженер, сооснователь корпорации Sony и не думал становиться педагогом. Но у внезапно заболевшего сына обнаружилась задержка в развитии, и отцу пришла идея разработать собственную концепцию воспитания, которая показала удивительные результаты.

По мнению Ибука, главная задача родителей – реализовать безграничные детские возможности, развить у малыша склонности и задатки, сделать его жизнь радостной и полной впечатлений. Именно для этого нужно раннее обучение музыке и иностранным языкам. Однако совершенно необязательно воспитывать из ребенка великого скрипача или лингвиста.

Обязательно прочтите удивительно добрую книгу «После трех уже поздно». В ней вы найдете главный совет от Масару Ибука: важно не упустить первые три года детского развития, поскольку именно в эти 36 месяцев активно развивается головной мозг и совершенствуются нейронные связи.

Гуманная педагогика Шалвы Амонашвили

Отечественный педагог и психолог Шалва Амонашвили создал по-настоящему революционный подход к воспитанию школьников, получивший название «педагогики сотрудничества». Автор считает, что детей необходимо уважать. А для этого взрослому нужно встать на место ребенка.

Управление образования Администрации г. Новочеркасска

Методический кабинет

Школа совершенствования педагогического мастерства

Тема занятия: «Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике»

Процесс обучения и воспитания представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования:

Знаний, навыков, умений

Воспитания отношений, навыков и привычек поведения.

Строится данный процесс на основе принципов дидактики, имеет четкую программу, протекает в специально созданных условиях, в определенных формах организации, с использованием специальных методов и приемов.

К.Д. Ушинский психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей на занятиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей, играя, учение - это труд». Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединства обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

Наглядность;

Активность и самостоятельность;

Систематичность и последовательность;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Прочность.

В течение дошкольного детства ребенок должен усвоить определенный объем знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников. Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало.

Воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подогнать» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов.

Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является ее наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающих познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребенка. В связи с этим знания ребенка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщенные, не связанные между собой.

Знания, умения, навыки и привычки довольно тесно переплетены между собой; порой не всегда удается однозначно отнести то или иное качество человека к одной из этих четырех категорий.

Как соотносятся между собой эти четыре понятия: знания, умения, навыки и привычки? Лучше всего начать с рассмотрения примера. Предположим, один гражданин решил стать автолюбителем. Для этого он сначала решил получить права. Первым делом он получил знания: изучил теорию вождения, правила дорожного движения, почитал разные полезные и не очень статьи в интернете. Затем постепенно у него стали формироваться умения, гражданин, например, научился заводить машину и трогаться с места, выполнять некоторые маневры и т.д. Постепенно, по мере увеличения опыта, умения стали преобразовываться в навыки: гражданин стал заводить машину и выполнять маневры так, что в значительно меньшей степени сознательно контролировал эти процессы, многие вещи он стал делать уже на полном "автомате". Таким образом, умения, отточенные в практике, стали превращаться (компилироваться) в навыки. Когда автолюбитель только начинал водить машину, книжные знания постепенно переходили из разряда теории в разряд практики. Со временем уже все книжные знания нашли свою проверку в действительности, были найдены наиболее оптимальные (или близкие к этому) способы выполнения тех или иных операций.

Основное отличие навыков от умений - в том, что владение навыком подразумевает совершенное или просто хорошо отточенное выполнение тех или иных действий. Можно иметь навык стрельбы из винтовки или же навык езды по гололеду, но нельзя иметь навык управления государством или же навык писания монографий.

В каком-то смысле знания - это тоже умения, тоже навыки. Только эти умения и навыки касаются вербальной и вообще мыслительной деятельности человека. Основное отличие знаний от умений и навыков в том, что конкретные знания человека о том или ином объекте, явлении - это место этого объекта или явления в картине мира человека. Любое новое знание человека нельзя уподоблять новому файлу на жестком диске компьютера. Любое новое знание - это изменившаяся картина мира человека. Если картина мира не меняется, то это умение или навык.

Знания, умения и навыки - это всё проявления целенаправленной деятельности, целенаправленных действий, конструктивного осмысления реальности. Но у человека, как и многих животных впрочем, далеко не каждое действие может быть осмысленным, целенаправленным и конструктивным. Дело в том, что есть такая вещь как привычка. Важно понимать, что привычка - это не только и не столько потребность что-то делать, сколько автоматизмы поведения, иногда простые, иногда сложные.

Знания - это система понятий о предметах и явлениях, усвоенных в результате восприятий, аналитико-синтетического мышления, запоминания и практической деятельности.

Умение - это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях.

Навык как свойство личности - его способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизированно, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания. Навыки могут быть умственные (мышления и памяти), сенсорные (навыки восприятий), двигательные (психомоторные) и волевые. Каждый навык проходит ряд этапов в процессе его формирования. Этот процесс называется автоматизацией навыка.

Навыки и умения формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения. Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут.

Привычка - это действие, выполнение которого стало потребностью, вызывающей неприятные чувства неудовлетворенности и беспокойства, когда оно не выполняется. Привычными могут быть отдельные слова и движения, фразы и действия, акты и манеры поведения и даже сложные и длительные виды деятельности. Привычки бывают полезные, облегчающие точное и своевременное выполнение работы, делающие даже тяжелый труд приятным; могут быть неуместные, вызывающие бесполезные и ненужные в данных условиях действия; бывают и вредные для жизни и работы, угрожающие неприятностями и даже большими опасностями. Появляясь не в соответствующем месте и не вовремя, неуместные и вредные привычки могут оказаться полезными в других условиях.

Многие бытовые и трудовые привычки формируются в детстве, в процессе воспитания и накопления жизненного опыта - например, привычка вести себя должным образом во время приема пищи, привычка к чистоте и аккуратности в одежде и помещениях, привычка к производительному труду или к художественному либо техническому творчеству и изобретательству.

В большинстве случаев привычки образуются стихийно, не преднамеренно со стороны воспитателей и тем более воспитанников. И все же опытные воспитатели формируют у своих воспитанников полезные привычки и искореняют вредные своими воздействиями на сознание и чувства воспитанников.

Методы воспитания – научно-обоснованные способы педагогически

целесообразного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками,

способствующие организации жизни воспитанников, их деятельности,

отношений, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки,

формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности.

В каждом методе различают внутреннюю и внешнюю стороны: с одной стороны – психические познавательные процессы, лежащие в основе способов действия, с другой – система способов действия и ребенка.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Прием - это элемент метода.

Существуют следующие воспитательные методы и приемы:

Методы формирования сознания личности

Рассказ, разъяснение, объяснение, беседа, этическая беседа, анализ ситуаций, увещевание и др.

Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников

Поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, педагогические требования и др.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Требование, соревнование, поощрение, наказание, метод естественных последствий, и др.

Методы контроля

Педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опрос, анализ результатов деятельности воспитанников и др.

Выбор метода обучения будет зависеть от цели и содержания предстоящего занятия.

1. Наглядные методы :

а) наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные, замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы;

б) демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов;

2. Практические методы :

а) упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;

б) опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;

в) моделирование – наглядно-практический метод (глобус, карта, план участка и др.);

3. Игровые методы и приемы :

а) дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания;

б) воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Магазин цветов» - знания о растениях, развитие речи и т.д.);

4. Словесные методы :

а) рассказ педагога – изучение учебного материала;

б) беседа – когда у детей есть знания о предмете;

в) чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, воображение, память.

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов).

В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Например, Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Литература.

Дошкольная педагогика (под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой). -

М.: Просвещение, 1988

Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М., 1977

Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М., 1967

Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. – М., 1981

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике Подготовила заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ д/с № 62 О.Н. Бачурина Управление образования Администрации города Новочеркасска Методический кабинет Школа совершенствования педагогического мастерства

Процесс обучения и воспитания представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования: знаний, навыков, умений воспитания отношений, навыков и привычек поведения. Строится на основе принципов дидактики, имеет четкую программу, протекает в специально созданных условиях, в определенных формах организации, с использованием специальных методов и приемов.

Принципы дошкольной дидактики

Знания, умения, навыки Знания, умения, навыки – это проявления целенаправленной деятельности, целенаправленных действий, конструктивного осмысления реальности. Знания – система понятий о предметах и явлениях, усвоенных в результате восприятий, аналитико-синтетического мышления, запоминания и практической деятельности Умения – способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях Навык – способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизированно, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания Привычка – действие, выполнение которого стало потребностью, вызывающей неприятное чувства неудовлетворенности и беспокойства, когда оно не выполняется

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЖЕЛАНИЕ (хотеть сделать) ЗНАНИЕ (что, зачем) УМЕНИЕ (как) НАВЫКИ

Методы воспитания и обучения Методы воспитания Методы обучения научно-обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, способствующие организации жизни воспитанников, их деятельности, отношений, стимулирующие их активность и регулирующие поведение способы взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки, формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности

В КАЖДОМ МЕТОДЕ РАЗЛИЧАЮТ ВНУТРЕННЮЮ И ВНЕШНЮЮ СТОРОНЫ

Познавательные Процессы У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методы и приемы

Методы и приемы воспитания

Методы и приемы обучения МЕТОДЫ ПРИЕМЫ НАГЛЯДНЫЙ наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные, замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы; демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов; рассматривание картин – формирование представлений об окружающем (настоящим, прошлым, будущим), знакомство с произведениями, умение различать жанры живописи; демонстрация видеофильмов, электронных презентаций – расширение знаний, развитие речи, воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию; СЛОВЕСНЫЙ рассказ педагога – изучение учебного материала; рассказ ребенка – обмен впечатлениями, создать у ребенка яркие и точные представления о событиях и явлениях, развитие речи; беседа – когда у детей есть знания о предмете; чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, память, воображение ПРАКТИЧЕСКИЙ упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания; опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете; моделирование – наглядно-практический метод (глобус, карта, план группы, участка и др.) ИГРОВОЙ дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания; игры-драматизации, подвижные игры, загадки, упражнения-имитации; воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Магазин цветов» – знания о растениях, развитие речи и т.д.); сочетание с другими приемами

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов). В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Например, Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Литература Дошкольная педагогика (под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой). - М.: Просвещение, 1988 Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М., 1977 Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М., 1967 Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. – М., 1981

Спасибо за внимание!


Надежда Ивановна Василискина
Описание методов и приемов воспитания и обучения

Описание методов и приемов

Воспитатель: Василискина Н. И.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Распространенной является классификация методов обучения по источнику получения знаний. В соответствии с таким подходом выделяют:

а) словесные методы - источником знания является устное или печатное слово: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой;

б) наглядные методы - источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия: показ детям иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. ;

в) игровые методы - позволяют заинтересовать дошкольников предстоящей деятельностью, облегчают определение замысла будущей работы, активизируют обыгрывание результатов и переход продуктивной деятельности в игру.

г) практические методы – дети получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия: упражнения, эксперименты и практические работы.

1. Игры и упражнения , направленные на развитие творческих и эстетических способностей: «Недорисованные картинки», «Превратим предметы в героев сказок», «На что похоже?»

2. Использование синтеза искусств и интеграции видов деятельности - составление рассказа по картине, придумывание истории, загадки, разыгрывание сюжета, подбор музыкального сопровождения, звуков к образу («озвучивание картины»).

3. Метод акцентирования на деталях – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что всё изображенное на картине закрывается листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

4. Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т. е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда педагог спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Также музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.

5. Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

6. Метод пояснения – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете

7. Метод сравнения – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

8. Метод вызывания адекватных эмоций . Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в которых у детей было такое же настроение.

9. Найди «живое существо». Ребенку предлагается внимательно рассмотреть репродукцию и найти на ней изображение живого существа. Данный прием можно использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста;

10. Настольно-печатные игры для развития умений различать, сравнивать узоры, элементы, формы («Народные промыслы», «Найди формы», «Подбери цвета», разнообразные пазлы.

11. Подбери музыку (подумай какая, из предложенной педагогом, музыка подойдет). В данном приеме можно использовать не только целое музыкальное произведение, но и фрагмент. Также возможна реализация различных целей, при сочетании музыкальных и изобразительных произведений. (Усилить воздействие искусства на эмоции детей. Усилить воздействие разных видов искусств через сравнение. Показать гармонию музыки и живописи. Включение контрастных произведений разных видов искусства)

12. Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека, воссоздать предшествующее и последующее содержание событий на картине. Для того чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине «Хотим ли мы (хочу ли я) оказаться в этой картине?».

13. Прием «узнавания» по описанию . Суть данного приема заключается в описании. При этом педагог лишь описывает репродукцию, не говоря ее название.

14. Прием визуального сравнения. Суть данного приема состоит в сравнении картин по цвету, настроению (портреты, материалу, расположению объектов и пр.

15. Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине. Например: а) «Что изменилось на картине между людьми (предметами?» (педагог закрывает часть картины листом); б) «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»; в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека (предмета) именно такой величины?»; г) «Какой была-бы картина, если (убрать, добавить)».

16. Приём мысленного создания картины по названию, данному художником . Вначале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки. – Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное? – Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне?

– Что будет особенно красивым? – Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

17. Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

18. Прием точных установок и композиционных изменений. Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

19. Применение игровых элементов, стимулирующих желание ребёнка рассказать (поговорить) о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?», Вспоминаем сказочных героев, «Фантазия или нет?», «Найди на что похоже», Сочини историю (сценку, придумай диалог, «Что главное на картине?», «Есть ли лишние предметы на картине?», Сочини историю, сказку, короткое стихотворение, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

20. Рассказ, используемый в различных ситуациях.

21. Рассматривание, обсуждение, обыгрывание разнообразных эстетически привлекательных предметов (предметы народных промыслов, интересные фотографии, заготовки, например деревянные ложки, одноразовые тарелочки для росписи, элементов росписи (альбомы, листы, а также «проектирование» с их помощью фрагментов среды (кукольного уголка).

22. Создание ситуации упражняемости , для чего в уголке творчества следует предусмотреть варианты раскрасок, заготовки (листы с нанесенным рисунком или его частью, детские журналы с творческими заданиями; размещение на видном месте «полуготовых материалов» (листов разной формы и цвета для рисования и аппликации, заготовок с нанесенными фигурами, «незавершенных композиций» - художественный материал для индивидуальной и коллективной работы); использование так называемых пооперационных карт (карт или схем сложения) в процессе лепки, аппликации, конструирования.

23. Сравни настроение картин (море). Очень интересен этот прием при работе с детьми дошкольного возраста в рассмотрении картин маринистов (И. К. Айвазовский, А. П. Боголюбов). Изображенный объект на 2 и более картинах (репродукциях) не только рассматривается, но и сравнивается. При этом применяются вопросы к детям: «Сравните по настроению, используемым цветам (и др.)», «Сравни, как автор по разному изобразил…».

24. Тактильно-чувственный метод . Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых детей.

25. Упражнения и игры, способствующие обогащению сенсорного опыта, развитию обследовательских действий, аналитических умений, освоению сенсорных эталонов, что является важным в данной возрастной группе. В уголке творчества необходимо расположить «сенсорные наборы» (коллекции лоскута или картона разных цветов и оттенков, формы, фактуры, модели с изображением разнообразных форм, фигур, линий, модель «Радуга» (или ее вариант, наборы образных и интересных игрушек разного размера, материала для обследования, рассматривания и обыгрывания.

26. Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических варианто в – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника. Например: – Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах? Подбери палитру (найди цвета);

27. Экспериментирование с изобразительными материалами («Во что можно превратить отпечаток ладошки?», «Можно ли рисовать вишневым соком (помадой?», «Какого цвета небо?», «Какие бывают линии?», использование сочетаний уже освоенных детьми техник и материалов (дорисовать гуашевый рисунок цветными фломастерами, к рисунку добавить элементы аппликации, «рисовать» пластилином). Использование разных нетрадиционных техник в аппликации (ватные шарики, кусочки смятой бумаги, соль, песок, конфетти, в рисовании (отпечатки ладони, предметов, картофельных штампов, в лепке (цветное тесто, влажная вата)

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: