Что такое капоэйра? Бразилия – это не только футбол, это еще и капоэйра: боевое искусство, сочетающее в себе танец, акробатику, игру и стремление к свободе Все о капоэйре

В мире десятки боевых искусств и сотни танцев. И лишь единичны случаи, когда искусство обороняться и искусство танцевать объединяются в одно гармоничное целое. Таким впечатляющим симбиозом и является Капоэйра (capoeira) – танец-борьба или боевое искусство, рожденное в танце.

Надо признать, что танцевальное искусство пересекается с боевым не только в капоэйре. Украинский гопак, боевой танец с шашками, казачий пляс обладают не менее отточенной боевой техникой и великолепной хореографией. Эти танцы впечатляющи и колоритны. Однако, все они остаются в рамках своей национальной культуры и являются почти экзотикой. А вот капоэйра давно перешагнула рамки бразильского национального боевого искусства и стала весьма популярной во всем мире.
Капоэйра признана у себя на родине официальным видом спорта и насчитывает более полумиллиона «игроков», зарегистрированных по федерациям, не считая бесчисленных приверженцев-любителей во многих странах. И, в то же время, капоэйра представляет собой обособленный танцевальный стиль, эффектный, притягательный и весьма сложный.

В чем секрет популярности капоэйры?
Включайте воображение! Этот танец из категории тех, которые лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать его описание. Но все же, мы постараемся передать философию танца, его суть и эмоции.

Капоэйриста трудно назвать просто танцором. Скорее, это спортсмен, ловкий и расчетливый игрок. А сама капоэйра – это встреча двух противников, демонстрирующих под ритмичную музыку умение владеть своим телом, обороняться и нападать, уходить от ударов и просчитывать намерение оппонента. Встреча капоэйристов, впрочем, и называется не «баттл», не «матч», не «раунд» и, тем более, не танец, а игра («жогу»).

Капоэйра имеет устойчивые традиции. Музыка капоэйры – это звуки бубнов пандейру, барабана атабаке, трещоток реко-реко и колокольчиков агого. А главную «скрипку» в этой экзотической симфонии играет беримбау - струнно-щипковый инструмент, похожий на лук.

Участников танца-игры может быть сколько угодно. Капоэйристы и публика образуют круг (по португальски «Roda»), в «изголовье» которого встают музыканты. Под ритмичные звуки музыкальных инструментов (ну, а в упрощенном варианте просто под запись) участники исполняют ладаинью - специальную припевку и прихлопывают в ладоши. Кодекс капоэйриста требует, чтобы каждый умел петь песни на португальском. Кстати, даже в российских школах капоэйры уделяется этому умению большое внимание, дабы соблюсти традиции танца.

В центр круга по особому знаку выходит пара танцоров-бойцов. Соблюдая ритуал, игроки сначала присаживаются на корточки, ладонью касаются пола и после пожатия рук одновременно вскакивают, начиная «игру».
Движения капоэйры напоминают схватку «летающих» ниндзя. Под гудение беримбау игроки «ходят колесом», «стелятся» по земле, стоят на одной ладони, выделывают акробатические сальто, уходя от выпадов противника или вынуждая его упасть. Бойцы полностью растворяются в капоэйре, почти впадают в транс, повинуясь густой музыке барабанов, угадывают намерения и мысли друг друга и сокращают расстояние между частями тел до нескольких миллиметров.
Для несведущего зрителя очевидно, что двое дерутся, и вроде бы наносят удары ногами в голову противника или того и гляди раздробят головой его подбородок. Но… пятки «летают» в миллиметре от лиц, а сокрушительные удары не достигают цели. В этом принцип наиболее зрелищного стиля капоэйры «режьонал» – бесконтактность. Режьонал отличается резкими амплитудными движениями, высокими стойками, эффектной акробатикой, а сама игра происходит под постоянно убыстряющийся музыкальный ритм.

Другой стиль капоэйры «ангола» – совершенно иной, с медленными движениями, происходящими под неторопливый барабанный ритм. Это нижняя техника. Основных элементов танца три:

  1. Низкая стойка , в которой ноги бойцов широко расставлены и все передвижения осуществляются маятниковым шагом. Вес тела попеременно перемещается с одной ноги на другую, образуя движения танца. Из этого положения капоэйрист часто принимает упор на руки, чтобы нанести удар одной или обеими ногами, сделать прыжок, сальто или подсечку. А сама капоэйра получила за изобилие таких движений название «бокс ногами».
  2. В капоэйре существуют две зоны атаки : нижний уровень (различные удары по ногам противника, зацепы и подсечки) и верхняя зона – удары ногами в голову противника.
  3. Третий элемент танца – защита , которая состоит из уклонов, поворотов и сальто. Капоэйра изобилует акробатическими элементами, где блоки не жесткие, а удар противника отводится за счет скользящих и вращательных движений.

Еще одна традиция капоэйры – это одежда танцоров-бойцов. Принято, что капоэйру исполняют в белых брюках и белых же футболках. Танцоры, мускулатура которых хорошо подкачана, любят танцевать капоэйру с голым торсом. Хорошим бойцом считается тот, кто вышел из поединка «безупречно белым» и даже при использовании нижней техники ни разу не коснулся земли своей одеждой.

Откуда пришло это чудо - капоэйра (немного истории).
Капоэйру можно смело назвать симбиозом борьбы, игры и танца.
Перевод названия «капоэйра» неоднозначен. По одной версии «капоэйра» происходит от «капоэйрас» – «джунглевые заросли». Другое значение, которое приписывают слову capoeira – «вырубленный лес», «вырубка» - место, где скрывались беглые рабы, основавшие данный стиль. Третьи источники переводят слово «капоэйра», как "низкая растительность" – площадка с низкой травой, где удобно заниматься боевым искусством.

Происхождение капоэйры до сих пор спорно. Но, самая распространенная и правдоподобная версия гласит о том, что её история начиналась, как боевая пляска чернокожих невольников, завезенных португальцами в период колонизации в Бразилию. Навыки капоэйры оттачивались ими в минуты отдыха и маскировались под танец. Считается, что некоторые приемы капоэйры чернокожие рабы, сбежавшие с плантаций, заимствовали у местных индейцев. Техника капоэйры совершенствовалась в поселениях беглых рабов для будущих сражений с колонизаторами. С 1820-х годов капоэйристов жестоко преследовали, и в качестве сурового наказания назначали каторжные работы и 200 ударов плетьми.

Спустя десятилетия капоэйра не исчезла, а лишь «закалилась», став основным инструментом уличных боев в Рио-де-Жанейро. Кстати, и первые подробные описания капоэйры дошли до нас по большей части из полицейских отчетов. Эффективное и весьма опасное боевое искусство использовалось бандами и кланами города для выхода «стенка на стенку». Они терроризировали горожан и были практически неуязвимыми для полиции. Капоэйристов пытались «остудить» и насильно вербовали в армию. Но, это лишь способствовало распространению капоэйры в отдаленных провинциях, куда засылали новобранцев.
В конце концов, уголовный кодекс Бразилии в 1890 году возвел капоэйру в ранг уголовно наказуемых занятий. Тем, кто практиковал капоэйру, полагалось полгода тюрьмы и высылка на отдаленный северо-восточный остров, для криминальных «авторитетов» срок наказания увеличивался вдвое.

Капоэйра обязана вторым рождением мастеру Бимбе.
Борьба с капоэйрой оказалась весьма эффективной, и к началу ХХ века это боевое искусство было почти забыто. Традицию капоэйры возродил человек-легенда по прозвищу Бимба (официальное имя - Мануэл дус Рейс Машаду). Его называли Бимба- Три Удара – говорят именно столько ему было необходимо, чтобы уложить любого противника. В поединке против него никто не мог удержаться дольше полутора минут.
Бимба решил доказать, что капоэйра незаслуженно забыта и является национальным боевым искусством, которое может послужить своему народу. В 1932 году он открывает первую школу капоэйры и разрабатывает технику, которая и легла в основу бесконтактного стиля «режьонал».
Потенциально почти половина ударов капоэйры являются смертельными, но учитель-Бимба и ввел тот самый гуманный принцип, который ныне является каноническим для капоэристов – бесконтактность.

Вскоре после Бимбы другой мастер (местре) капоэйры Висенте Феррейра Пастинья основал свою школу капоэйры «Ангола» с альтернативной философией. Он считал, что акробатика не главное в капоэйре, а выделял в ней ритуальное и игровое начало. В 1941 году Пастинья положил начало новому «ангольскому» стилю и объединил вокруг себя множество противников чересчур спортивного стиля «режьонал».

Возрождение капоэйры в 1930-х годах совпало в Бразилии с активными поисками национальной идеи. Власти сочли капоэйру ярким и достойным выражением бразильского характера и закрыли глаза на её криминальное прошлое.
Окончательное признание капоэйры произошло после показательных выступлений, которые в 1953 году продемонстрировал Бимба с учениками своей школы специально для президента страны – Жетулиу Варгаса. Тот был впечатлен и напророчил капоэйре блестящее будущее.

Настоящий бум ожидал капоэйру в 1970-1980 – х годах. Толпы последователей обоих стилей увлеклись капоэйрой на волне культа физического здоровья. Кроме того, капоэйра в исполнении «мулатов в белых штанах» была зрелищным и, в то же время, неагрессивным искусством, которое развлекало туристов. Бразильцы с гордостью демонстрировали капоэйру и зарождали интерес к этому красивому спорту-танцу-игре у любителей во всем мире.

Капоэйра распространялась стремительно. Элементы капоэйры четко прослеживаются в хип-хопе и брейк-дансе. Сегодня боевая, спортивная, танцевальная и фитнес-капоэйра очень популярна на всех пяти континентах. В частности, в России капоэйра существует уже более 10 лет и признана полноценным видом спорта. Первый серьезный интерес к капоэйре всколыхнул в России фильм, вышедший в 1994 году - «Только сильнейший». Главную роль в нем исполнял Марк Дакаскос, который произвел на зрителей неизгладимое впечатление этим боевым искусством и зажег во многих энтузиастах искру любви к капоэйре и огромное желание учиться.

В итоге, капоэйра приобрела всемирную известность и продолжает увеличивать число своих поклонников. Что удивительно, капоэйра в отличие от множества боевых искусств за долгий период своего развития сохранила практически все традиции в чистом неизменном виде. Действительно уникальный случай, когда, будучи столь распространенной, капоэйра не подверглась влиянию других боевых систем.

Навыки капоэйры можно совершенствовать всю жизнь, а вершин мастерства достигают особо упорные через десяток лет интенсивных занятий. Это сложное искусство, требующее хорошей физической подготовки, пластики и координации движений. Впрочем, стоит лишь начать заниматься, и капоэйра постепенно научит ваше тело быть совершенным.

Капоэйра — так называется афро-бразильское боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, игры и акробатики, сопровождающееся ритмом традиционных бразильских музыкальных инструментов. Преимущественно в капуэйре (капоэйре) применяется техника использования ног.

Этимология этого слова достоверно не известна. Существует ряд различных трактовок, из которых наиболее вероятной кажется версия исследователя Фу Киау Бунсеки . Он предполагает, что это искажённое звучание одного из слов языка киконго, означающее "перепархивать с места на место", а также "бить, драться". Оба слова употребляются для описания движений петуха во время петушиных боев. " Kipura в культурном контексте народа конго также означает человека, который в бою подражает движениям петуха во время петушиных боев…".

Относительно истории этого направления боевых искусств существует несколько различных версий. В XVII веке на территории Бразилии проходили ожесточённые колониальные войны. Африканские рабы, которых португальцы привозили из колоний Анголы, Мозамбика, Гвинеи и Когнго сбегали от рабовладельцев в сельву и создавали там свободные сообщества (киломбуш ). Нападения на киломбуш были явлением регулярным, и их обитателям необходимо было выработать систему самообороны. Считается, что именно тогда прообраз капоэйра был передан обитателям киломбуш индейцами южно-американского континента.

По другой версии, капойэра изначально была африканским ритуальным инициационным танцем, позднее ассимилировавшемся под влиянием индейцев Южной Америки и перенёсшим акцент на боевое искусство.

Где-то в начале 1800-х гг. капоэйра вышла за пределы киломбуш и стала применяться уличными группировками различного этнического состава банд.

Современная капоэйра, в отличие от ранних форм, довольно редко применима в боевых целях. Как правило, это бесконтактные поединки, однако, проводятся и полноконтактные бои на чемпионатах мира. Традиции определяют внешний вид участников, музыку и порядок прохождения аттестации, в целом — весь ход встреч.

Первая официальная школа капоэйры, основателем которой стал Местре Бимба (Мануэль душ Рейш Машаду ), была открыта в 1932 году. Местре Бимба создал новый стиль капоэйры и назвал его "Лута Режионал Байана " (Luta Regional Baiana ), более распространённое название "Капоэйра Режиональ " ("Режиональ "). Благодаря систематизации опыта различных школ и улучшения техники преподавания, а также разработке методики преподавания и комплексов ударов, капоэйра Местре Бимбы — это совершенно уникальный и новый подход к теории и практике этого единоборства. Местре Бимба вывел "8 последовательностей Бимбы" ("последовательностей"), которые и сегодня считаются азбукой обучения капоэйристов, практикующих режиональ и некоторые другие направления современной капоэйры.

Другой влиятельной фигурой в искусстве капоэйра стал Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья ), основатель Академии "Капоэйры Ангола ", открытой им в 1941 году. Его стиль капоэйры так и называется "Ангола ". Отличие от стиля режиональ заключается в том, что значение придаётся не столько боевому аспекту капойэры, сколько традиционному ритуальному игровому характеру. Между этими двумя направлениями существует серьёзное различие как по скорости и способу исполнения техники, так и по общему характеру направленности игры. Если режиональ делает акцент на скорости и быстроте рефлексов, то ангола большое значение придаёт осмысленности каждого движения.

Тем не менее, существуют сторонники единой капоэйры (капоэйра "Контемпоранеа "), не противопоставляющие две эти техники, а использующие преимущества каждой их них в игре.

В режиональ и контемпоранеа принята система поясов, цвета которых обозначают мастерство и определяются каждой отдельной школой. Пояс можно получить только на посвящении (батизадо / batizado ).Совместно с практикой игры, а также отработкой элементов движения, изучается португальский язык, культура, музыка, песни, философия и история капоэйры. Звание опытного ученика (formado ) даётся через несколько лет постоянных тренировок. Следующим уровнем считается помощник учителя контра-местре (contra-mestre ), а звание местре (mestre ) даёт возможность открывать собственную школу. Обычно на достижение этого звания уходит не менее десяти лет.

В традиции большинства школ направления анголы ритуал батизаду и система поясов не практикуется.

Встречи капоэйристов проходят по определённым правилам: музыканты, задающие ритм игре, становятся в изголовье круга (т.н. Рода/ Roda ). Состав Роды образуют сами капоэйристы и публика, располагающиеся по кругу. Рода поёт песни на португальском языке. В центре проходит сама игра, в которой игроки, используя прыжки и удары, пытаются достать соперника и вынудить его упасть. Характер игры в Роде (дружески или агрессивно), её темп (быстро или медленно) полностью зависят от задаваемого ритма. В капоэйре не практикуются статические позы, её основа — жинга (ginga ) — непрерывные движения игроков.

Сегодня школы капоэйры объединяют множество людей во всем мире. Фестивали и семинары по капоэйре проводятся регулярно в разных странах.

Современная капоэйра — это зрелищное действо, производящее неизгладимое впечатление, игра, в которой потрясающие акробатические трюки комбинируется с удивительными по красоте и силе боевыми ударами.

Во время тренировок в школе капоэйры можно убрать лишний вес, получить великолепную растяжку и накачать мышцы. Из искусства капоэйры берут начало современный хип-хоп, брейк-данс и столь зажигательная латиноамериканская музыка. Ограничений по возрасту и способностям практически нет, начать занятия может практически любой. Говорят, что искусство капоэйры учит взлетать не только над землёй, но и над самим собой.

«Научишься играть в роде, научишься играть в жизнь». Местре Корба Манса

Волшебное слово «капоэйра»

Капоэйра Режионал – игра силы и скорости. Этот стиль разработал местре Бимба в начале XX века. В нем приоритетны быстрые удары, высокая скорость, подсечки и броски. Основатель желал сделать капоэйру более эффективной, чтобы его последователи могли применить свои умения в поединках с представителями разных боевых искусств. Он первым ввёл градацию учеников (по цвету платков на шее) и церемонии вручения поясов: «батизада» - посвящение и «форматура» - выпуск учеников.

Местре Бимба был выдающимся бойцом. Его прозвище было «три удара», потому что их ему было, чтобы сразить любого противника. Он готовил своих учеников к победе в любом бою. Бимба сознательно и под строгим контролем привносил агрессию в образовательный процесс своих учеников. Он считал, что лучше проявить свои силы в стенах академии, чем на улице.

Капоэйра муджиньо - игра ловкости и взаимодействия. Этот стиль разработал Местре Суассуна. Он заметил, что капоэйристы стали забывать традиции, партнеры играли слишком далеко друг от друга. У Суассуны ушло более 16 лет на создание техники и упражнений, в которых соединяется техника и экспрессия Анголы (близкой игры) и скорость и динамика Режионала. В муджиньо, игроки на близком расстоянии друг от друга в маленьком кругу показывают свою динамичную игру. Удары при этом не наносятся в контакт.

Капоэйра контемпоранья – современная капоэйра, которая сочетает в себе традиции анголы и режионала и акробатики.

Особенности современной капоэйры (по материалам московской школы «Реал Капоэйра»)


Игра в кругу (рода)

Всё, что современные капоэйристы изучают на тренировках, делается для того, чтобы применить это в роде. Капоэйристы образуют собой круг. В центре встает батарея из студентов или мастеров, играющих на музыкальных инструментах. После того, как два игрока услышат звук беримбао, они жмут руки и начинают играть. Далее третий игрок выкупает одного из играющих, и игра начинается снова. В кругу капоэйристы обязательно делают джингу - базовый шаг, удары, броски, перемещения, подсечки и акробатику.

Музыка
Это неотъемлемая часть капоэйры. Она способна задать ритм, сделать игру осмысленной. Мастера с помощью песен и музыки рассказывают какую-либо поучительную историю, отмечают необычную игру или интересный момент во время роды. В игре обязательно должны присутствовать беримбао (однострунный музыкальный инструмент, состоящий из деревянного лука, металлической струны и тыквы, которая служит усилителем звука), пандейру (бубен), атабаке (большой барабан), агого (колокольчик), реку-реку (полая палка с параллельными вырезами, звук извлекается с помощью трения тонкой палки вдоль пазов для получения трещотки).

Танец
Некоторые современные мастера капоэйры отводят танцу на своих занятиях особое внимание. Они считают, что это необходимое условие для ритмичного и слаженного взаимодействия двух капоэйристов. Движения не должны быть отрезаны друг от друга, а плавно вытекают одно из другого. Для этого современные капоэйристы факультативно посещают классы самбы, афро, макулеле, форро и многие другие.

Акробатика.
Простую акробатику после полугода-года тренировок сможет выполнить любой новичок - колесо, мостик, стойки на руках. А вот сально и другие трюки необходимо осваивать отдельно. Это необязательная, но очень интересная часть тренировок. Она используется в показательных выступлениях.


Пояса

Посвящение (батизадо) проводится для тех, кто занимался регулярно более полугода и имеет представление об основных ударах и уходах. Мастер проводит «боевое крещение» и дает первый пояс. В дальнейшем каждый год ученики получают новые пояса, изучают новые движения, участвуют в семинарах. После прохождения инструкторского курса, некоторые начинают преподавать.

Пояс - не основная цель капоэйриста, можно даже сказать, что он даётся авансом, чтобы у ученика была мотивация расти. Правда, это не касается старших поясов. Они выдаются уже за определённые заслуги перед школой – участие в шоу- программах, регулярные поездки, преподавательскую деятельность, в общем, за активную жизнь в рамках школы.

Капоэйра не может устареть или наскучить. Она слишком многогранна. Новые песни, новые ритмы, новые встречи. Главное - найти свой баланс между спонтанностью и предсказуемостью, тренировками и тусовками, гибкостью и силой. Основное требование - желание развиваться. Капоэйра никогда никого не ограничивает. Ведь ее главная цель и идея – стремление к свободе.

Источник фото (5), (6) vk.com/realcapoeira

Капоэйра – это не просто танец, а настоящее искусство. И освоить его сможет каждый, если, конечно, постарается и приложит усилия.

Что это такое?

Капоэйра – это национальное боевое искусство Бразилии, которое сочетает в себе элементы игры, борьбы, танца и даже акробатики. Все движения выполняются под ритмичную бразильскую музыку, и в итоге получается потрясающий энергичный микс!

Стоит отметить, что хотя элементы боя присутствуют, контакты между партнёрами сводятся на нет, так как преобладают низкие положения, имитированные удары ногами, акробатические приёмы, а также всевозможные подсечки. Но когда один танцор якобы нападает, другой всячески уворачивается, в итоге получается потрясающе красивый поединок. Но чтобы этого добиться, все приёмы должны быть слаженными и скоординированными.

Как появилась?

История появления и развития капоэйры уходит корнями в XVIII век, но считается, что она возникла гораздо раньше. Если верить наиболее распространённой и общепринятой версии, то данное искусство возникло в Южной Америке, причём благодаря чернокожим рабам, которых из колоний Гвинеи, Конго, Мозамбика и Анголы привозили португальцы.

В то время к ним относились крайне жестоко, и они были вынуждены бежать. Беглые организовывали целые вольные города (киломбуш), в которых часто яркая и самобытная африканская культура сталкивалась с более размеренной индийской. И для развлечения и поддержания формы они танцевали. Так и появилась капоэйра.

Есть разные сведения о происхождении первых танцев. Так, одни считают, что они относятся к субкультуре национальных африканских танцев. Изначально боевых приёмов в капоэйре не было. А другие полагают, что основой искусства стал боевой национальный танец Африки «нголо», который был неотъемлемой частью обряда инициации в южных регионах Анголы.

Молодые воины, которые вступали друг с другом в бой, изображали зебр. Так или иначе, истоки капоэйры всегда связывали с именем легендарного героя Зумби, который для бразильского народа стал символом сопротивления.

Что касается названия, то также есть несколько версий. По одной из них, с индейского языка тупи оно переводится как «поле, заросшее кустарником и очищенное вырубкой или выжиганием». Вероятно, трактовка актуальна, ведь для танцев были необходимы площадки, и их наверняка приходилось расчищать.

Согласно другой версии, на португальском «капоэйра» — это «клетка для кур». Но есть и третья версия, и её приверженцы считают, что название является искажённым произношением слов «kipula» и «kipura», которые можно перевести с языка киконго как «драться» и «порхать с места на место».

Кстати, было время, когда капоэйра запрещалась законом, и поэтому на некоторое время она уходила в подполье.

Стили

После военного переворота, произошедшего в Бразилии в 1930 году и полностью изменившего политическую ситуацию, капоэйра была признана законом и стала более активно развиваться. И поэтому появилось несколько ответвлений, каждое из которых можно считать самостоятельным направлением.

Итак, основные известные стили капоэйры:

  • Капоэйра Режионал. В 1932 году появилась первая в истории официально признанная школа капоэйры, основателем которой стал Местре Бимба (Мануэль дус Рейс Мишаду). И он создал новый стиль, дав ему название «Лута Режионал Байана» или коротко «Капоэйра Режионал». Ему удалось систематизировать опыт ранее существовавших нелегальных школ и улучшить технику преподавания. В результате была разработана особая методика. Также появились целые комплексы движений, атак и контратак ногами.
  • Капоэйра Ангола. Вторым важным человеком в истории развития искусства стал Местре Пастинья (Висенте Феррейра Пастинья). Он открыл свою школу в 1941 году. И его стиль получил название «Ангола» в честь места, из которого привозили придумавших танец рабов. Хотя такое направление появилось позже Режионал, оно предполагало использование основ искусства, то есть связок и движений, свойственным национальным африканским танцам.
  • Капоэйра Контемпоранеа – это так называемый смешанный или универсальный стиль, который сочетает в себе элементы как Анголы, так и Режионал.

Стоит отметить, что различить стили очень и очень сложно, причём даже опытному мастеру, ведь некоторые движения и элементы присущи всем направлениям, а другие постоянно совершенствуются.

Польза

Чем полезны тренировки? Капоэйра имеет множество неоспоримых преимуществ:

  • Тренировки помогут избавиться от лишнего веса и сделать тело более рельефным и привлекательным.
  • Занятия полезны для всех: для мужчин, женщин и даже для детей. И хотя некоторые движения сложны, капоэйра подойдёт даже людям, практически не имеющим физической подготовки.
  • Ваше тело станет гибким, ведь в капоэйре присутствуют упражнения на растяжку.
  • Тренировки полезны для здоровья, они улучшают работу сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.
  • Улучшается координация, тренируется память и логическое мышление, ведь каждое движение должно быть продуманным и спланированным.
  • Это просто весело и приятно! Вот увидите, после занятия вы ощутите прилив энергии, а ваше настроение улучшится.
  • Это не очень затратно. Уроки стоят примерно столько же, сколько занятия другими видами спорта.
  • Не требуется никаких дополнительных приспособлений, экипировка не нужна. Заниматься можно в любом месте в любое время.
  • Капоэйра – это новые интересные знакомства!

Минусов очень мало. К ним можно отнести небольшое количество профессиональных школ, а также опасность некоторых движений.

Как проходят тренировки?

Сразу стоит отметить, что все уроки проходят очень энергично, в довольно быстром темпе. Движения выполняются под национальную бразильскую музыку, иногда приглашаются музыканты, играющие на национальных музыкальных инструментах (хотя вполне можно подобрать и ритмичные современные композиции).

Тренировка включает в себя множество приёмов борьбы, танцевальных па и даже акробатических трюков (их могут выполнять только опытные капоэйристы). Игра, которая ведётся дистанционно и исключает любые прямые и тесные контакты танцоров, включает целый арсенал движений, таких как различные опоры, подсечки, броски, прыжки, элементы защиты.

Когда один партнёр нападает, другой защищается. В итоге танец должен выглядеть гармонично и одновременно динамично, так что все элементы выполняются довольно быстро.

Сначала тренер помогает осваивать основные элементы, именно они являются базой капоэйры. Далее они соединяются в целые связки и цепочки. Потом прорабатывается игра с партнёром, взаимодействие с ним в динамике.

Что потребуется для начала занятий?

Чтобы начать полноценно заниматься, следует для начала найти подходящую школу и записаться в неё. К сожалению, профессиональных и опытных тренеров не так много, и часто капоэйра преподаётся в фитнес-центрах и преподносится как направление фитнеса.

Для тренировок потребуется немного. Во-первых, это ваш настрой. Будьте готовы выкладываться по полной и трудиться. Во-вторых, это одежда. Специальную форму приобретать необязательно, подойдут любые свободные вещи. А от обуви можно отказаться совсем, без неё заниматься гораздо удобнее.

Приступайте к тренировкам и осваивайте это искусство!

Капоэйра — эта школа боевого искусства, визуально напоминающая удивительный танец. Освоить этот стиль под силу каждому, стоит лишь иметь желание и приложить много усилий. Сегодня в нашей статье мы поговорим о приемах капоэйра, происхождении этого направления, какую пользу подобные тренировки приносят для организма человека, а также, что человеку необходимо, чтобы каждая тренировка была максимально результативной.

Что это такое?

Капоэйра представляет собой национальное боевое искусство Бразилии, в котором уникальным образом сочетаются элементы борьбы, игры, акробатики и даже танца. Каждое движение должно осуществляться под зажигательную бразильскую музыку и в конечном итоге мы получаем превосходный энергический микс!

Стоит обратить внимание, в капоэйре удары сведены на нет, невзирая на то, что элементы боя все же присутствуют. Обусловлено это тем, что контакта между партнерам практически нет, поскольку большую часть занимают низкие положения, имитирующие удары ногами, разнообразные подсечки и акробатические приемы. В то время, когда один танцор начинает нападать , второй старается всячески увернуться, в итоге мы получаем удивительной красоты поединок. Но для того чтобы достичь мастерства в этом деле, необходимо, прежде всего, довести каждый свой прием до скоординированности и слаженности.

История возникновения

История образования и развития этого вида боевого искусства уходит корнями в XVIII столетие, но существуют предположения, что оно появилось значительно раньше. На сегодняшний день, существует общепринятая версия, которая гласит о том, что этот вид борьбы возник в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которые массово привозились в Португалию со своей родины: Анголы, Мозамбики, Конго и Гвинеи.

В те времена отношение к ним было невероятно жестоким и безжалостным, поэтому они никогда не теряли возможности сбежать. Беглые рабы формировали целые вольные города, которые получили название киломбуш, в которых не только самобытная, но и невероятно яркая африканская культура соединялась с более спокойной индийской. Чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме и при этом развлекаться, они танцевали. На основании этой истории и появилось понятие -капоэйра .

Существуют разные версии о происхождении первых ударов. Одни полагают, что они относятся к субкультурам национальных танцев африканских народов. Стоит обратить внимание, что изначально в этом виде искусства не использовались боевые приемы. Однако, имеет место быть и другая версия, которая гласит о том, что фундаментальной основой капоэйра стал национальный боевой танец Африки под названием нголо, который являлся обязательной составляющей обряда инициации в южных регионах Анголы.

Молодые люди, которые вступали в бой друг с другом, изображали зебр. В любом случае, истоки боевого искусства капоэйра всегда связывается с именем героя Зумби, который олицетворял для бразильского народа сопротивление.

Что касается названия, то существует тоже несколько вариаций его происхождения. Одна версия гласит, что в переводе с индейского языка тупи капоэйра переводится, как «поле, которое заросло кустарником и очищено выжиганием или вырубкой». Вполне возможно, что трактовка актуальна, поскольку для танцев необходимы были большие площадки, приходилось расчищать.

Вторая версия полагается на перевод слова с португальского — «клетка для кур» . Однако, существует и третья версия, приверженцы которой убеждены в том, что капоэйра является следствием искаженного произношения слов «kipura» и «kipula», которые в переводе с языка африканского киконга означают «порхать с места на место» и «драться». Стоит упомянуть о том, что некоторое время этот вид боевого искусства являлся запрещенным, поэтому долго находился в подполье.

Стили

В 1930 в Бразилии произошел военный переворот, который полностью видоизменил политическое положение вещей. С тех пор капоэйра признана законом и активно развивается. С тех пор появилось несколько ответвлений, каждое из которых позиционирует себя, как самостоятельное направление.

Давайте же рассмотрим основные стили капоэйры:

Стоит обратить особое внимание на то, что отличить друг от друга каждый из видов, невероятно сложно даже опытному человеку, поскольку некоторые элементы, удары и движения свойственны всем направлениям, а прочие постоянно видоизменяются и совершенствуются .

Полезные свойства капоэйра

Чем полезны тренировки этого вида искусства не только для взрослого, но и для ребенка? Уже неоднократно отмечалось во многих источниках, что такие тренировки имеют множество неоспоримых преимуществ:

Что касается недостатков, то их мало. К ним следует отнести небольшое количество профессиональных школ, а также опасность некоторых ударов и движений!

Что необходимо для начала занятий?

Прежде всего следует определиться, с какой целью человек желает освоить данный вид боевого искусства: чтобы разнообразить свой досуг или получить пояс и звание мастера, чтобы в дальнейшем заниматься преподавательской деятельностью.

Так вот, чтобы каждая тренировка была результативной, следует найти подходящую школу и записаться в нее. К сожалению, профессиональных тренеров в России крайне мало , поэтому капоэйру преподают в фитнес-центрах в качестве направления фитнеса.

Для полноценных тренировок потребуется немного:

  • хорошее настроение;
  • боевой настрой, принуждающий трудиться и выкладываться по полной;
  • приобретать экипировку необязательно, достаточно любых свободных и удобных вещей;
  • рекомендуется заниматься без обуви, так удобнее.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: