Самолет харриер технические характеристики. Авиационное вооружение. Топливная и моторная система

Командование Корпуса морской пехоты США переосмысливает свою потребность в самолетах вертикального взлета и посадки Harrier и самолётах F-35B . Этому есть несколько причин. Во-первых, их стоимость. Замена Harrier и F-35B обойдется в более чем 100 миллионов долларов за каждый.

Более того, самолеты вертикального взлета, как правило, имеют более высокий уровень аварийности, чем обычные самолеты, что увеличивает стоимость их содержания. Эти самолеты больше не используются с передовых аэродромов, потому что подвоз топлива и других материалов здесь гораздо сложнее и дороже, а наличие «умных» бомб избавляет от необходимости размещать истребители-бомбардировщики так близко к линии фронта.

По сути, «умные» бомбы, особенно наводимые по GPS, нивелировали большую часть преимуществ самолетов с вертикальным взлетом. Современные боевые самолеты должны иметь сейчас большую продолжительность полета (которого самолетам с вертикальным взлетом не хватает), чтобы оставаться как можно дольше над полем боя пока там необходимы «умные» бомбы. Более дешевые самолеты, такие как F-18E могут выполнить эти задачи дешевле и эффективнее.

Главной проблемой являются затраты и объявление о значительном сокращении оборонного бюджета США. В результате чего морские пехотинцы не могут себе позволить купить новые , а также модернизировать свой стареющий вертолетный флот. Кроме того, поставка F-35B откладывалась несколько раз, и морским пехотинцам пришлось предпринять крайние меры для поддержания в боеготовом состоянии флота своих Harrier.

Например, три месяца назад морская пехота закупила все британские истребители Harrier, запасные части к ним и вспомогательное оборудование. Американские морские пехотинцы в настоящее время являются крупнейшим эксплуатантом самолетов Harrier, в эксплуатации находятся 140 AV-8B и уже ведутся разговоры об их скором списании.

Самолеты Harrier имеют самый высокий уровень аварийности среди нынешних истребителей. Это происходит в значительной степени из-за его возможности вертикального взлета, что приближает уровень его аварийности к вертолетному. В результате аварий за 32 года эксплуатации корпус морской пехоты США потерял треть из своих 397 «Харриеров» . Это примерно в три раза больше, чем F-18C.

Более того, уровень аварийности боевых самолетов снижается на протяжении последнего столетия. Нынешний уровень аварийности Harrier аналогичен тому, который был у многих самолетов в 1970-х годах. Пилоты Harrier просто приняли тот факт, что поскольку самолет может летать по-вертолетному, то и уровень его небоевых потерь соответствующий.

Sea Harrier FA2 из 801 NAS в полете на Royal International Air Tattoo

Разработка и производство

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

Стрелково-пушечное

  • 2 × 30 мм пушки ADEN с 130 пат. на ствол (съёмные).

Управляемые ракеты

  • ракеты «воздух-воздух»: AIM-9, AIM-120 (FRS.2), R550 Magic (FRS.51);
  • ракеты «воздух-поверхность»: ALARM, AS.37 Martel, Sea Eagle.

Неуправляемые ракеты

  • 4 × 18 × 68 мм ракет SNEB.

Бомбы

  • свободнопадающие калибром до 454 кг.

Бритиш Аэроспейс «Си Харриер» (англ. British Aerospace Sea Harrier ) - британский палубный истребитель-бомбардировщик вертикального взлёта и посадки. Создан на основе самолёта «Харриер» сухопутного базирования. Состоял на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1980-2006 годах..

История создания

В послевоенный период, Королевский флот начал заражения параллельно с распадом в Британской империи за рубежом и появлением Содружества Наций, уменьшая потребность в большем флота. К 1960 году последний корабль, HMS Vanguard , был отправлен в отставку из ВМС, побывав в эксплуатации менее пятнадцати лет. Возможно, самый большой знак новой тенденции к военно-морской строгости пришла в 1966 году, когда планируется CVA-01 класса крупных авианосцев, предназначенные для Королевского военно-морского флота был отменен; по-видимому заканчивая участие военно-морского флота в с неподвижным крылом палубной авиации в качестве носителей эпохи Второй мировой войны были медленно удалился по одному. В это время требований в Королевском флоте начали формироваться для вертикальной и / или короткого взлета и посадки (В / короткого взлета и посадки) палубная перехватчик заменить Де Хэвилленд моря Vixen . После первый V / короткого взлета и посадки испытания на корабле начался с P.1127 Hawker Siddeley посадки на HMS Ark Royal в 1963 году.

После их ключевой роли в 1982 Фолклендской войны, было извлечено несколько уроков от выполнения самолета, что привело к утверждению для обновления флота к FRS.2 (позже известный как FA2) Стандартный должна быть представлена ​​в 1984 году Первый полет опытного самолета состоялся в сентябре 1988 года и был подписан контракт на 29 модернизированного самолета в декабре того же года. В 1990 Военно-морской флот заказал 18 новой постройки FA2s, на единицу стоимости около 12 миллионов фунтов стерлингов четыре дальнейшая модернизация самолетов были заказаны в 1994 году первый самолет был доставлен 2 апреля в 1993 году.

Производство

Вторая концепция для будущего военно-морской авиации, появились в начале 1970-х годов, как первый из нового класса "через палубы крейсера" было запланировано. Они были очень тщательно и политически назначен крейсеров сознательно избегают термина «авианосец», для того, чтобы повысить шансы на финансирование от враждебного политического климата от дорогих столичных судов, они были значительно меньше, чем ранее искать CVA-01. Эти корабли были заказаны как Invincible класса в 1973 году, и в настоящее время широко признается в качестве авианосцев. Почти сразу же после их строительства, трамплина был добавлен в конце 170-метрового палубе, позволяя операторам эффективно работать небольшое количество V / STOL струй. Royal Air Force "с Hawker Siddeley Harrier GR1s был введен в эксплуатацию в апреле 1969 года navalised вариант Harrier был разработан Hawker Сиддели служить на предстоящих судов, это стало Sea Harrier. В 1975 Военно-морской флот заказал 24 Sea Harrier FRS.1 (стоит за «Fighter, разведкой, забастовка») самолета, первого из которых был введен в эксплуатацию в 1978 году. В течение этого времени Hawker Siddeley стал частью из British Aerospace путем национализации в 1977 году. К тому времени, прототип Sea Harrier был доставлен в Dunsfold 20 августа 1978 года приказ был увеличен до 34. Sea Harrier был объявлен в эксплуатацию в 1981 году на борту первого Непобедимый корабль класса HMS Invincible , а дальше самолет присоединился к старению HMS Hermes авианосец позже в этом году.

Описание конструкции

Самолёт вертикального взлёта и посадки, одноместный цельнометаллический высокоплан.

Фюзеляж

По сравнению с FRS. Mk 1, F/A. Mk 2 внешне отличается менее заостренным носовым обтекателем антенны, задняя часть фюзеляжа была длиннее, переделанными антеннами и внешними подвесками и увеличенными предкрылками.

Крыло и оперение

Крепление крыл осуществляется с помощью 6 узлов, попарно установленных на трех шпангоутах. При замене двигателя крыло придётся демонтировать. Оперение вертикальное и горизонтальное было съемное.

Шасси

При работе двигателя на земле сопла отклонена в положение, соответствующее вертикальному взлету или взлету с коротким разбегом. Главная стойка расположена центрально под фюзеляжем, 2 стойки шасси на концах крыла. Такая конструкция позволила не принимать никаких специальных мер для обеспечения нормальной работы шасси с учетом нагрева пространства под фюзеляжем выхлопными газами из сопел двигателя. Стойки оборудованы гидравлической системой управления, обеспечивающей поворот вправо и влево на 45 градусов. Носовое колесо свободно поворачивается на 179 градусов.

Силовая установка

В центральной секции фюзеляжа размещен двигатель и его агрегаты. Боковые воздухозаборники двигателя снабжены дополнительными створками в передней части обечайки, предназначенными для увеличения расхода воздуха при малых скоростях полета, а также служат для слива пограничного слоя по периметру кабины с выходом в задней части фонаря. Дополнительные створки в передней части закреплены на шарнирах и работают автоматически между внутренним и внешним амортизирующими стопорами.

Вооружение и оборудование

Было установлено 5 систем подвески вооружения. Основными стрелково-пушечного вооружением были 2 × 30 мм пушки ADEN с 130 пат. на ствол. Также управляемые ракеты класса "воздух-воздух" AIM-9, AIM-120 (FRS.2) и ракеты класса "воздух-поверхность" ALARM, AS.37 Martel, Sea Eagle. Была возможность установки неуправляемых ракет 4 × 18 × 68 мм ракет SNEB.

Дизайн

Sea Harrier является дозвуковой самолет, предназначенный для заполнения забастовки, разведки и истребителей роли. Это имеет один Rolls-Royce Pegasus турбовентиляторных двигателя с двумя приемами и четыре vectorable сопел. Он имеет два шасси на фюзеляже и два выносных опор шасси на крыльях. Sea Harrier оснащен четырьмя крыла и три фюзеляжа пилонов с оружием в руках и внешние топливные баки. Использование трамплина позволили самолету взлетать с короткой взлетной палубе с тяжелым экипировки, чем в противном случае возможно, хотя это может также снять как обычный загруженного истребителя без вектором тяги от нормальной взлетно-посадочной полосы аэропорта.

Sea Harrier во многом основывается на Harrier gr3, но был изменен, чтобы иметь повышенную кабины с " пузырем "навес для большей наглядности, и вытянуты вперед фюзеляж для размещения Ferranti Blue Fox радар. части были переходит на использование устойчивых к коррозии сплавов или покрытий были добавлены для защиты от морской среды. После Фолклендской войны, Sea Harrier был оснащен новой ПКР Sea Eagle ракеты.

Sea Harrier FA2 признакам Синий Vixen радар, который был описан как один из самых передовых импульса доплеровский радар систем в мире; радар Blue Fox был, по мнению некоторых критиков как имеющие сравнительно низкую производительность, что было доступно в Время закупок. Голубой Vixen легли в основу развития Eurofighter Typhoon "с Captor радара. Sea Harrier FA2 также нес AIM-120 AMRAAM ракету, первый британский самолет будут обеспечены этой возможности усовершенствованная модель двигателя Pegasus, Pegasus Mk 106 , был использован в Sea Harrier FA2; в ответ на угрозу радиолокационных основе анти авиационных средств поражения были добавлены электронные контрмеры. Другие улучшения включали увеличение к нагрузке воздух-воздух оружие, посмотреть вниз радар, увеличенный диапазон, а также улучшение дисплеи кокпита.

Кабина в Sea Harrier включает в себя обычный центр палка расположение и левую дроссельную заслонку. В дополнение к обычным управления полетом, Харриер имеет рычаг для управления направлением четырех vectorable сопел. Форсунки указать назад с помощью рычага в переднее положение для горизонтального полета. При установке рычага задней форсунки сверху вниз для вертикального взлета и посадки. полезность вертикальной посадки возможности в Sea Harrier было продемонстрировано в инциденте 6 июня 1983 года, когда Sub-лейтенант Ян Уотсон потерял контакт с авианосец HMS Прославленная и должен был приземлиться Sea Harrier ZA176 на баке испанской грузового судна Alraigo.

В 2005 году, хотя уже расписанию, на пенсию, Sea Harrier был изменен с системой An "Автоленд", чтобы позволить истребитель выполнить безопасное вертикальной посадки без пилотного взаимодействия. Несмотря на качки судна, создавая естественную проблему, система была разработана, чтобы быть в курсе таких данных, и успешно выполнил посадку на море в мая 2005 года.

Летно-технические характеристики

Эксплуатационная история

Ввод в эксплуатацию Первые три моря Гончие были партии разработка и были использованы для оформления испытаний. Первый серийный самолет был доставлен в RNAS Yeovilton в 1979 году, чтобы сформировать интенсивных полетов Trials Unit (также известный как 700A морской авиационной эскадрильи). В марте 1980 интенсивных полетов Испытания Группа стала 899 Naval Air Squadron и будет действовать в качестве блока landborne штаб-квартиры этого типа. первый рабочий эскадра 800 Naval Air Squadron также была образована марта 1980 первоначально для работы с HMS Invincible перед ним переданы HMS Hermes . В январе 1981 года вторая операция эскадра 801 Naval Air Squadron была создана для работы от HMS Invincible.

Фолклендские острова войны Линейка Sea Harrier реактивных самолетов, стоящих слева от фотографии. На расстоянии высокий, скучно цвета склад. Sea Harrier в RNAS Yeovilton . Пре-Фолклендские войны краска схема увидеть здесь был изменен, рисуя над белыми нижними и маркировки на пути к островам. Море Гончие принял участие в Фолклендской войне 1982 года, выполнявшего рейс из авианосцев HMS Invincible и HMS Hermes. Море Гончие исполнил главную роль ПВО с второстепенной роли штурмовиков. RAF Harrier GR3 при условии, что основные средства наземного силу атаки, в общей сложности 28 море Харриер и 14 Harrier GR3s были развернуты в театре. Эскадроны Sea Harrier сбили 20 аргентинского самолета в воздух-воздух бой с не воздушным в воздухе потерь, хотя два моря Гончие были потеряны для низового пожара и четыре несчастных случаев. Из общего объема аргентинских потерь воздуха, 28% были сбиты гончих.

Ряд факторов способствовал провал аргентинского бойцов сбить Sea Harrier. Хотя Mirage III и кинжал струи значительно быстрее, были, Sea Harrier был значительно более маневренным. Тактика, такие как "МКФ" (Vectored в горизонтальном полете) с помощью сопла обычно используется для вертикального полета для торможения и другие маршрут оказался решающим в воздушных боях, хотя по крайней мере один авторитетный источник сообщил Viffing не был использован RN пилотов на Фолклендских островах. Кроме того, Harrier использованы новейшие AIM-9L Sidewinder ракет и Blue Fox радар. Английские летчики были превосходные воздуха боевой подготовки, одним из проявлений которого было то, что они думали, что они заметили, аргентинские пилоты иногда выпуская оружие за пределами их рабочих параметров. Это теперь полагают, были Миражи выпуская внешние топливные баки, а не оружия, и, отвернувшись от конфликта с Sea Harrier. Это позже снижается их способность бороться эффективную кампанию против Sea Harrier в связи с сокращением ассортимента и отсутствия внешних топливных баков.

Боевое применение

Фолклендская война (1982) В ходе войны с Аргентиной, Великобритания использовала 28 «Си Харриеров».По официальным данным, на счету британских «Харриеров» 31 аргентинский самолёт (в большинстве Mirage III), без потерь со своей стороны. По другим источникам - 21 воздушная победа, при потере одного, сбитого «Даггером» (Мираж-5). Всего за войну было потеряно 6 Sea Harrier.

Война в Югославии (1994-1995, 1999) «Си Харриеры» ВМС Великобритании использовались для атак по боснийским сербам в 1994 году. 16 апреля один самолет был сбит, пилот катапультировался, приземлившись на территории боснийских мусульман.

В 1999 году, во время операции НАТО «Союзная сила» британские самолеты патрулировали небо над Косово, пытаясь закрыть его небо от сербских «Мигов».

Литература и источники информации

Ильин В. Е., Левин М. А. Современные истребители. - Москва: «ХОББИКНИГА», 1994. - С. 12-15. - 288 с. - 15 000 экз. - ISBN 5-85561-014-4 .

Галерея изображений

Harrier – это несколько поколений британских боевых самолетов с вертикальными взлетом и посадкой. Совершив первый полет в 1960 году, он на протяжении многих лет стоял на вооружении Королевских ВВС, морской пехоты США, ВВС Таиланда и Испании. Все это время боевая машина постоянно эволюционировала, сохраняя уже испытанные решения и впитывая технические новинки.

Многоцелевой штурмовик и разведчик с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.1

Harrier GR. Mk.1 – первый в мировой авиации серийный боевой самолет, способный совершать укороченный или вертикальный взлет/посадку. Созданию Harrier предшествовали длительные испытания СВВП Р-1127 «Кестрел», созданного компанией Hawker Siddeley Aviation Limited (сегодня British Aerospace). Опытный образец 24 ноября 1960 года совершил первый полет. В 1967 году было начато серийное производство Harrier. Спустя два года сформировали первую боевую эскадрилью, состоящую из 12 машин и вошедшую в состав британских ВВС.

Harrier GR.1 предназначался для поддержки наземных войск. В связи с этим он должен был обладать высокой маневренностью и действовать в любых климатических условиях на малых высотах (до 3050 м). Максимальная эксплуатационная высота – 13700 м. Расчетная скорость пикирования – М=1,2. Планер самолета Харриер рассчитан на перегрузку до 11,7д. В конструкции использованы сплавы алюминия, магния и титана, а также высокопрочные композитные материалы и сталь.

Фюзеляж штурмовика и разведчика «Хариера» выполнен, как клепаная непрерывная конструкция, имеющая два технологических разъемами. В носовой части размещена кабина пилота. Ее задняя граница проходит по наклонной перегородке служащей для монтажа катапультируемого кресла. Двигатель и агрегаты размещаются в центральной секции фюзеляжа. В передней его части по бокам симметрично размещено по два топливных бака (емкость по 232 л). Над отсеком основной стойки шасси укреплен еще один 473-литровый бак. Между соплами двигателя имеется два 177-литровых центральных бака. Кессонная часть крыла – две емкости для топлива по 785 л. Под крыло, при необходимости, могут подвешиваться сбрасываемые баки емкостью 455 л, и 1500 л для дальних перегоночных полетов.

Турбореактивный двигатель Rolls-Royce Bristol Pegasus 101 крепится в четырех точках к силовым шпангоутам центральной секции фюзеляжа. Сопла поворачиваются при помощи пневмомотора от горизонтального положения на 98,5 градусов, изменяя положение вектора тяги до взлетного (90 градусов) и далее - до тормозящего. Положение в пространстве изменяется с помощью двигателя следующим образом. От компрессора отходят четыре воздухопровода - в хвост и нос, а также на консоли крыла, где размещены сопла управления по крену. В хвостовой балке имеется три сопла: одно (совместно с носовым) служит для управления по тангажу, два сопла - для управления по каналу. Включение системы реактивного управления происходит, когда при выполнении вертикальном взлете и посадке или в режиме полета на малой скорости сопла двигателя переводят на 20 или более градусов от горизонтального положения.

В центральной секции фюзеляжа размещаются задняя и носовая стойки шасси. Управление передней стойкой шасси осуществляется двумя гидроцилиндрами, которые обеспечивают поворот на 45 градусов. Отсек оборудования расположен в задней части фюзеляжа.

Киль и горизонтальное цельноповоротное оперение имеют обычную конструкцию выполненную из алюминиевых сплавов. Руль выполнен с сотовым заполнителем. В нижней части хвоста имеется воздушный тормоз, выдвигаемый на угол до 66 градусов в полете.

Крыло на самолете Harrier выполнено неразрезным, к фюзеляжу крепится в шести точках. Конструкция – кессонная с двумя нижними и тремя верхними фрезерованными панелями. Крыло в четырех местах имеет узлы для крепления пилонов для боевой нагрузки. На внутренних пилонах могут подвешиваться топливные баки. Под крылом могут подвешиваться контейнеры пушек "Аден" калибра 30 мм с боезапасом 130 снарядов (вес по 205 кг). Общая боевая нагрузка может достигать 3,1 тонны.

Позднее выпустили модификацию Harrier GR. Mk.1А оснащенную двигателем Rolls-Royce Bristol Pegasus Mk 102 большей мощности. Дальнейшее развитие «Хариера» пошло по пути разработки многоцелевого ударного истребителя с вертикальным взлетом/посадкой. Первой модификацией стал Harrier GR. Mk.3.


Принят на вооружение – 1969 год;
Размах крыла – 7,7 м;
Площадь крыла – 18,68 м2;
Высота – 3,43 м;
Длина – 13,87 м;
Масса пустого самолета – 5530 кг;
Максимальная взлетная масса - 11340 кг;
Топливо во внутренних баках – 2865 кг;
Топливо в ПТБ – 2x1500 кг;
Тип двигателя – 1 ТРДД Pegasus Mk. 101;
Тяга двигателя – 1х8610 кгс;
Максимальная скорость– 1360 км/ч (на высоте);
Максимальная крейсерская скорость – 1185 км/ч;
Практическая дальность – 3700 км;
Боевой радиус действия – 1200 км;
Практический потолок – 15000 м;
Экипаж – 1 человек;
Вооружение:
Боевая нагрузка - 2270 кг;
5 узлов подвески: 2 контейнера с пушками Aden калибра 30 мм, 2 управляемых ракеты AIM-9D Sidewinder класса «воздух-воздух», 2 управляемых ракеты AS.37 Martel класса «воздух-земля», или 8 225-килограммовых или 5 450-килограммовых бомбы, или 2 зажигательные бомбы, или 8 12.7-килограммовых практических бомб, или 4 бомбовые кассеты, или 4 пусковых установки Type 155 SNEB НУР или 6 пусковых установки 19x68-мм НУР или 1 контейнер с разведывательной аппаратурой.

Многоцелевой истребитель с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.3

Многоцелевой истребитель ВВП GR.Mk-З от базовой модификации Harrier GR.Mk-1 отличается модернизированным двигателем Rolls Royce «Пегас» 103. Взлетная тяга составляла 9753 кг. Фюзеляж значительных изменений не претерпел. Во время эксплуатации стало понятно, что с полной боевой нагрузкой при вертикальном взлете самолет потребляет слишком много топлива - что, впрочем, общая особенность всех «Харриеров» имеющих вертикальный или укороченный взлет/посадку. В тандартное оборудование GR.Mk-З входят система дозаправки в воздухе, лазерный дальномер и индикатор на лобовом стекле.

Особенности машины: две 30-миллиметровых пушки «Аден», устанавливаемые под фюзеляжем; устройство аэродинамического торможения; возможность подвески под крылом реактивных снарядов «Матра».

В основе радиоэлектронного оборудования самолетов Harrier GR.1 и GR.3 лежит прицельно-навигационная инерциальная система FE541 от «Ферранти». Данная система обеспечивает автономный выход к цели, прицеливание, пуск ракет, бомбометание и стрельбу из пушек. Также, самолеты оснащаются УКВ и KB радиостанциями, аппаратурой радиолокационного опознавания и ближней навигации «ТАКАН».

Стрелково-пушечное вооружение многоцелевого истребителя состояло из двух съемных пушек Aden калибра 30 мм. Под фюзеляжем и внутри него размещалось 1821 кг вооружения. Боевая нагрузка внешних точек подвески – 2x454 кг. Управляемые ракеты - ракеты 2 x AIM-9 класса «воздух-воздух». В блоках LAU 10 - 16 (4x4) неуправляемых ракет калибра 127 мм, в блоках LAU 68 – 28 (4x7) ракет «Гидра» калибра 70 мм, в блоках LAU 69 – 76 (4x19) ракет «Гидра». Самолет мог нести фугасные свободнопадающие бомбы Mk.81 (5x119 кг) или Mk.82 (5x227 кг) или Mk.83 (2x460 кг), зажигательные бомбы – Mk.77 (5x340 кг) а также 4 кассетные бомбы Mk.20 или 2 – CBU-24.

С 1970 года самолетами Harrier GR.3 были укомплектованы три эскадрильи в ФРГ и одна в Великобритании. Последним боевым подразделением, эксплуатировавшим GR.Mk-3, стало дислоцированное в Белизе оперативное подразделение переоснащения. Отслужив почти 20 лет, эти данные машины были заменены новыми модификациями GR.Mk-5 и Мк-7.

Тактико-технические характеристики:
Принят на вооружение – 1970 год;
Размах крыла – 7,7 м;
Площадь крыла – 18,68 м2;
Высота самолета – 3,45 м;
Длина самолета – 13,87 м;
Максимальная взлетная масса – 11430 кг;
Масса пустого самолета – 6140 кг;
Боевая нагрузка при взлете с коротким разбегом – 3600 кг;
Боевая нагрузка при вертикальном взлете – 2300 кг;
Масса внутреннего топлива – 2295 кг;
Масса топлива в ПТБ – 2400 кг;
Тип двигателя – ТРДД Pegasus Mk. 103 (тяга 8750 кгс);
Максимальная скорость – 1350 км/ч (на высоте);
Максимальная скорость – 1180 км/ч (у земли);
Практическая дальность – 3425 км;
Практический потолок – 15200 м;
Боевой радиус – 520 км;
Экипаж – 1 человек.

Многоцелевой истребитель с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.5

С июля 1987 г. на вооружение ВВС Великобритании начали поступать тактические истребители с коротким или вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.5. От предшественника – Harrier GR.3 он отличается способностью нести большую боевую нагрузку и увеличенным радиусом действия.

Истребитель GR.5 предназначен для ведения воздушной разведки и оказания непосредственной авиаподдержки сухопутным войскам.

Harrier GR.5 конструктивно представляет собой свободнонесущий моноплан со стреловидным высокорасположенным крылом, шасси велосипедной схемы и однокилевым хвостовым оперением. Особенностью данного самолета считается широкое использование композиционных материалов в конструкции. Их доля составляет 26,3%. Неразборное крыло имеет по сравнению с крылом Harrier GR.3 более толстый суперкритический профиль. Размах крыла увеличен на 20%, площадь – на 14,5%. По передней кромке стреловидность крыла уменьшена на 10%. В основном для изготовления крыла использованы композиционные материалы. Для передних и задних кромок крыла и законцовок применен алюминиевый сплав. По мнению британских специалистов, увеличение площади закрылков и крыла, применение зависающих элеронов, который отклоняются в зависимости от положения сопел двигателя на определенный угол, улучшили характеристики Harrier GR.5 при использовании самолета с коротким взлетом.

При этом внесенные в конструкцию крыла новшества привели к увеличению лобового сопротивления, что стало главной причиной уменьшения максимальной скорости на 80 км/ч. Полагают, что данное уменьшение скорости можно ликвидировать благодаря незначительным изменениям в сопряжении фюзеляжа и крыла, а также конструкции воздухозаборников. Фюзеляж в сравнении с «Харриер-GR.З» несколько длиннее. Носовая часть фюзеляжа изготовлен главным образом из композиционного материала (графито-эпоксидного), хвостовая и центральная из алюминиевого сплава. Титана использован при изготовлении двух подфюзеляжных теплозащитных экранов и небольшой панели перед лобовым стеклом. Между основной и носовой стойками шасси внизу центральной части фюзеляжа может устанавливаться «коробка», которая состоит из убирающегося поперечного щитка и двух продольных закрепленных жестко гребней. Поперечный щиток размещен за носовой стойкой шасси, гребни прикрепляются к гондолам пушечных установок. «Коробка» при вертикальном взлете и посадке захватывает часть выхлопных газов отраженных от земли. В результате этого образуется воздушная подушка, увеличивающая подъемную силу приблизительно на 500 кг.

Одноместная кабина новой конструкции, с кондиционированием воздуха изготовлена полностью из композиционных материалов. Сиденье пилота по сравнению с «Харриер-GR.3» расположено выше на 30,5. Благодаря этому и вследствие применения нового фонаря пилот получает хороший круговой обзор.

Силовая установка «Харриер-GR.5» - один двухконтурный турбореактивный двигатель «Роллс-Ройс Пегас» Мк.105 с изменяемым направлением вектора тяги (мак. статическая тяга составляет 9870 кгс). Предусмотрен 4 секундный (кратковременный) перевод на повышенный температурный режим работы двигателя при вертикальной посадке. Питание бортовой кислородной системы и системы управления полетом, а также для герметизации кабины используется сжатый воздух от компрессора.

Топливная система главным образом аналогична топливной системе Harrier GR.3, но благодаря увеличению объема крыльевых топливных баков емкость внутренних топливных баков достигает 4200 литров, что на 45%. больше, чем у предшественника. Кроме того, на GR.5 могут быть подвешено 4 подвесных топливных бака (емкость каждого 1135 л). Имеется система дозаправки в воздухе.

Радиоэлектронное оборудование включает помехозащищенные УКВ и KB радиостанции, аппаратуру радиолокационного опознавания «Коссор» IFF 4760, инерциально-навигационную систему «Ферранти» FIN 1075, аппаратуру ближней навигации ТАКАН, приемник системы посадки, цифровой вычислитель аэродинамических параметров, электронно-оптический индикатор (данные отображаются на лобовом стекле), систему управления компании «Хьюз аэркрафт». Система управления оружием обеспечивает применение различного управляемого оружия, включая вооружение с телевизионной или лазерной системой наведения. Также истребитель оснащен электронной комплексной системой радиопротиводействия и радиоразведки, включающей станцию постановки активных помех, обнаружительный приемник AN/ALR-67(V)2, устройство выброса ИК ловушек и противорадиолокационных отражателей AN/ALE-40. Под носовой частью фюзеляжа может устанавливаться разведывательная инфракрасная станция переднего обзора.

Истребитель Харриер GR.5 оснащен 2 подфюзеляжными пушечными установками с пушками «Аден» калибра 25 мм (боекомплект 200 патронов к каждой пушке). Для размещения другого оружия служат 9 узлов подвески: 1 между пушечными установками под фюзеляжем и 4 под каждой консолью крыла. Два подкрыльевых узла, которые расположены впереди подкрыльевых стоек шасси, служат для установки пусковых установок для управляемых ракет класса «воздух-воздух» AIM-9L «Сайдвиндер» малой дальности стрельбы. Остальные узлы могут служить для подвешивания топливных баков, бомб различного назначения и пусковых установок неуправляемых авиационных ракет.

Тактико-технические характеристики:
Принят на вооружение – 1987 год;
Размах крыла – 9,25 м;
Площадь крыла – 21,37 м2;
Высота – 3,55 м;
Длина – 14,12 м;
Максимальная взлетная масса – 13500 кг;
Масса пустого самолета – 6250 кг;
Боевая нагрузка при вертикальном взлете – 3000 кг;
Боевая нагрузка при взлете с коротким разбегом – 4170 кг;
Масса внутреннего топлива – 3500 кг;
Масса топлива в ПТБ – 3700 кг;
Тип двигателя – ТРДД Pegasus Mk. 103 (тяга 9870 кгс);
Максимальная скорость:
- у земли - 1100 км/ч;
- на высоте - 1150 км/ч;
Боевой радиус действия - 520 км;
Практическая дальность - 3825 км;
Экипаж – 1 человек.

Тактический ударный истребитель с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.7

Harrier GR.Mk7 является самой распространенной моделью «Харриера» стоящей на вооружении Королевских ВВС. Данный самолет совместно изготавливают «British Aerospace» и «McDonnell Douglas». Великобритания сперва вышла из совместной программы Harrier, однако затем вернулась. Британским ВВС требовались 94 машины, а США - более трехсот. «British Aerospace» - младший партнер и отвечает за выполнение 40% работ по машинам, предназначенным для Испании и США, и 50% для британских самолетов. ВАе занималось изготовлением стабилизатор, хвостовую и центральную секции фюзеляжа, а также рули направления и кили самолетов. Так-же компания выполняла финальную сборку британских машин.

Специалисты «McDonnell Douglas» разработали для самолета полностью композитное крыло что позволило снизить на 150 кг его массу. Суперкритический профиль крыла, которое имеет большую относительную толщину, позволил увеличить запас топлива. Крыло AV-88 самый крупный единый композитным элемент конструкции, когда-либо примененным на боевом самолете. Верхнюю части крыла выполнили съемной для доступа к внутренним отсекам. Однощелевые закрылки более крупные, в корневой части крыла имеются наплывы.

Harrier GR.Mk7 ВВС Великобритании получили двухконтурные турбореактивные двигатели Rolls-Royce Pegasus Mk 105 (тяга 95,6 кН). Для устранения гироскопического эффекта валы двигателя вращаются в противоположных направлениях. Стабилизация самолета обеспечивается клапанами-соплами газодинамической системы управления, расположенными в хвостовой и носовой частях а также на законцевках крыла. Установленные на Harrier GR.7 передняя пара поворотных сопел имеющих новую конструкцию, модифицированные воздухозаборники и система повышения подъемной силы позволили получить прирост в тяге.

Также Harrier GR.Mk 7 получил модернизированную авионику и ИК-систему переднего обзора. GR.Mk 7 оснащается помехоустойчивыми радиосвязной системой GEC Avionics АDЗ500 и системой гасопознавания Cossor IFF 4760. Индикатор движущейся карты компании «Ferranti» оставили. Автомат отстрела ИК-ловушек и дипольных отражателей AN/ALE-40 смонтирован внизу хвостовой части фюзеляжа, в пилоне размешен дополнительный автомат BOL. В носовой части под обтекателем находится ИК-система переднего обзора.

На тактический ударный истребитель установили новую 25-миллиметровую пушку ADEN, разработанную государственным оружейным арсеналом «Royal Ordnance». Меньшая скорострельность компенсировалась размещением двух пушек. Пушка – револьверного типа имеет вращающийся барабан с патронниками. Скорострельность – 1650-1850 выстрелов в минуту. Одним из основных средств поражения самолетов Harrier стали кассетные боеприпасы Hunting 8L755. 227-килограммовый контейнер-кассета содержал 147 суббоеприпасов (кумулятивно-осколочные бомбы малого калибра) размещенных в семи отсеках. Кассета раскрывалась при помощи пиротехнических зарядов, а суббоеприпасы с определенными интервалами выталкивались пневматическим механизмом из ее цилиндрических отсеков.

Тактико-технические характеристики:
Длина – 14,53 м;
Размах – 9,25 м;
Площадь крыла – 21,37 м2;
Высота – 3,55 м;
Силовая установка – 1 ТРДД Rolls-Royce Pegasus Mk 105;
Тяга - 95,6 кН;
Масса пустого – 6336 кr;
Максимальная взлетная масса – 10410 кr;
Общий запас топлива – 8858 л
Максимальная скорость на большой высоте – 1041 км/ч;
Максимальная скорость на малой высоте - 1065 км/ч
Практический потолок - 15240 м;
Разбег при укороченном взлете – 435 м;

Боевая дальность:
- при вертикальном взлете – 277 км;
- при взлете с коротким разбегом – 2722 км;
Экипаж – 1 человек;
Вооружение: две пушки Aden калибра 25 мм (общий боезапас 400 патронов);
Девять узлов подвески: 1 под фюзеляжем, 4 под каждым крылом;
Максимальная боевая нагрузка:
- при вертикальном взлете – 3 тонны;
- при взлете с коротким разбегом - 4170 кг;
На двух узлах впереди подкрыльевых стоек шасси – пусковые установки для управляемых ракет AIM-9L Sidewinder класса «воздух-воздух».
На других узлах могут подвешиваться:
4 управляемых ракеты AGM-65 Maveric класса «воздух-поверхность»;
4 AIM-120 AMRAAM или AIM-9 класса «воздух-воздух»;



различные ПУ НУР и бомбы, а также контейнеры с РЭБ и разведывательной аппаратурой.

Тактический ударный истребитель с вертикальным взлетом/посадкой Harrier GR.9

У программы ВВС Великобритании Harrier GR.9/9a имеется два основных элемента. Первый элемент – программа комплексного вооружения, рассчитанная на унифицированное использование широкой номенклатуры разрабатываемого/модернизированного высокоточного оружия. Второй – установка более мощного двигателя Rolls-Royce Pegasus Mk.107.

IWP формирует основу GR.9/9a. Программа строится на возможностях GR.7 через интеграцию систем вооружений Brimstone и Storm Shadow класса "воздух-поверхность". Ранее запланированная возможность применения управляемой ракеты "воздух-воздух" ASRAAM отвергли. Хотя использование этим систем высокоточного оружия основа IWP, Harrier GR.7 требуются и другие многочисленные улучшения для наиболее эффективного использования данного оружия. В основном это связано с необходимостью применять современную систему управления MIL-STD-1760, связанную с новым бортовым компьютером и программным обеспечением. Для высокоточного оружия также требуется использовать новую инерциальную навигационную систему GPS, которая может предоставлять ему навигационную информацию. На самолете устанавливается более информативная приборная панель и система оповещения об опасности сближения с землей.

Harrier GR.9 совершил первый полет в 2001 году. На вооружение принят в 2003 году. Существующие Harrier GR.7 планируется оснастить IWP и модернизировать до GR.9.

ВВС и ВМС Великобритании имеют по 2 эскадрильи оснащенных исключительно Harrier GR.9. Также имеется учебная эскадрилья, оснащенная двухместным вариантом машины, имеющим IWP но оснащенные менее мощным двигателем.

Тактико-технические характеристики:
Длина – 14,30 м;
Высота – 3,55 м;
Размах крыла – 9,25 м;
Площадь крыла – 21,37 м2;
Масса пустого самолета – 6336 кг;
Максимальная взлетная масса – 14060 кг;
Двигатель – Rolls Royce Pegasus Mk.107;
Тяга – 10795 кгс;
Максимальная скорость у земли – 1086 км/ч;
Максимальная скорость на большой высоте – 1198 км/ч;
Перегоночная дальность – 3640 км
Боевая дальность с подвесными топливными баками – 2700 км;
Боевая дальность при взлете с коротким разбегом – 1800 км;
Боевая дальность при вертикальном взлете – 280 км;
Экипаж – 1 человек.
Вооружение:
две пушки Aden калибра 30 мм (боекомплект одной пушки 200 патронов).
Максимальная боевая нагрузка – 4900 кг;
Девять узлов подвески:
6 воздух-воздух AIM-120 AMRAAM или AIM-9;
4 управляемых ракет Brimstone или AGM-65 Maveric класса «воздух-поверхность»;
4 ПКР SeaEagle или AGM-84 Harpoon;
2 бомбы AGM-62 Walleye с оптическим наведением;
2 контейнера с пушками калибра 30 мм;
различные бомбы, контейнеры с РЭБ и разведывательной аппаратурой, ПУ НУР;
крылатые ракеты Storm Shadow.


Подготовлено по материалам:
http://warplane.ru
http://www.airwar.ru
http://www.planers32.ru
http://vooruzenie.ru
http://www.dogswar.ru
http://military-informer.narod.ru
http://www.nato-aviation.ru

Истоки появления британского истребителя-бомбардировщика «Харриер » (Harrier) (англ. гончая) лежат в середине 1950-х гг., когда в ряде стран Северо-атлантического альянса авиаинженерами были проведены экспериментальные работы по изучению возможности вертикального взлета самолета с неизменяемой геометрией крыла.

Эта задача встала перед авиаконструкторами в связи с тем, что именно в эти годы стало совершенно очевидно, что большие военно-воздушные базы весьма уязвимы при потенциальной атаке тактическим ядерным оружием, поэтому технологический прогресс перевел задачу уменьшения площади военных авиабаз в плоскость практического решения. В Великобритании компания «Хоукер Сиддли» (Hawker Siddeley) в тесном сотрудничестве с компанией «Бристол Аэро Энджине» (Bristol Aero Engines) разработала первые прототипы самолета с одним турбореактивным двигателем «Роллс-Ройс Пегас». Новые машины получили обозначение «Р.1127», а в дальнейшем - «Кестрел FGA. 1» (Kestrel FGA Мк. 1). Именно они стали «прародителями» многоцелевого истребителя «Харриер ».

В 1970 г. первый в мире Харриер самолет с вертикальными взлетом и посадкой поступил на вооружение 4-й эскадрильи ВВС Германии, став одним из ключевых факторов в противостоянии НАТО и стран Варшавского договора в Центральной Европе. Новый истребитель обладал уникальной способностью маневра на любых стадиях полета, который давал ему значительное преимущество по сравнению с другими самолетами. Если бы гипотетически вдруг разразилась война между НАТО и странами Варшавского договора, то «харриеры» можно было бы легко рассредоточить в самых неожиданных местах, укрыв в амбарах, больших зданиях железнодорожных вокзалов, супермаркетов, складских комплексов и прочих массивных постройках, которые можно в короткие сроки пере-
оборудовать под ангары.

Все необходимое для технического оснащения таких мест входило в программу Объединенных сил быстрого развертывания. На начальном этапе разработки нового боевого самолета предполагалось, что этот истребитель сможет переносить небольшое количество вооружения на достаточно короткое расстояние, но с течением времени «Харриер» превратился в весьма грозное оружие. Харриер самолет II GR. 7 (Harrier II GR.7), стоявший на вооружении британских Королевских ВВС, мог совершать вылеты в любое время суток и при любых погодных условиях.

Этот истребитель был вооружен двумя 25-мм пушками и на подвесках дополнительно мог нести до 5000 кг внешних грузов, включая различные типы бомб, ракеты ближнего радиуса действия, реактивные снаряды класса «воздух-воздух», позволявшие использовать самолет в качестве перехватчика, а также фотоаппаратуру для воздушной разведки или ядерное оружие.

Превращение «Харриера» в мощный боевой самолет не могло состояться без участия Корпуса морской пехоты США. После того как американские военные летчики в 1968 г. совершили пробные вылеты на этих истребителях, США заказали Великобритании модификацию этой машины, получившую наименование «AV-8A». В сочетании с оперативной мобильностью, способностью нанесения ответного удара, универсальностью и возможностью действовать как на море, так и на суше, «харриеры» вполне подходили для боевых действий сил передового базирования. Новый вариант истребителя «АV-8А "Харриер"» был произведен в Великобритании, но затем был переделан компанией «Макдоннел-Дуглас» и лицензирован для производства на территории США. Дальнейшая модификация истребителя для нужд американского Корпуса морской пехоты обеспечила самолетам семейства «Харриер» долгое будущее.

Новое, существенно большее и сложное крыло усовершенствованного варианта «AV-8B "Харриер" II» позволило использовать шесть узлов подвески вооружения вместо четырех, что с одним центральным под фюзеляжным узлом почти вдвое увеличило боевую нагрузку самолета по сравнению с его предшественником; а кабина пилота, оснащенная новейшим радиоэлектронным оборудованием, стала чуть ли не «произведением искусства». Органы управления основных систем боевого самолета разместились на верхней панели, расположенной под коллиматорным индикатором на лобовом стекле. Новая авионика сделала машину легкой в управлении, а система бомбометания по угловой скорости фирмы «Хьюз» в сочетании с системой лазерного наведения и показа цели на телевизионном экране обеспечила высокую точность поражения объектов. Дальнейшая модернизация «А7-8В» заключалась в установке бортовой РЛС и систем ночного видения, позволявших производить ночные бомбометания.

В 1982 г. авианосцы «Инвинсибл» (Invincible) (англ. непобедимый) и «Гермес» (Hermes) вместе с палубными истребителями «Си Харриер» (Sea Harrier) принимали участие в войне между Великобританией и Аргентиной за контроль над Фолклендскими (Мальвинскими) островами. На первый взгляд может показаться, что «Си Харриеры» с их дозвуковыми скоростями уступали по летно-техническим характеристикам истребителям-бомбардировщикам «Даггер» (Dagger) и легким палубным штурмовикам «Дуглас Л-4 "Скайхок"» (Douglas А-4 Skyhawk).

Аргентинские самолеты могли летать со скоростями, соответствующими числу Маха = 2. Однако «харриеры» легко адаптировали свою скорость к скорости авианосца и могли взлетать при любых погодных условиях, что было несколько проблематично для обычных реактивных самолетов. В бою пилот «Харриера» мог изменять направление движения самолета: или резко поднять нос машины, чтобы избежать попадания ракеты, или, резко затормозив, развернувшись или ускорив свое движение, заставить противника промахнуться при атаке.

В 1991 г. в ходе операции «Буря в пустыне» «харриеры» осуществляли непосредственную огневую поддержку с воздуха подразделений морской пехоты. Три эскадрильи и одно авиакрыло из 6 истребителей действовали с наземных военно-воздушных баз, в то время как эскадрильи из 20 самолетов взлетали с авианосцев, находящихся в море. Во время проведения наземной части операции «AV-8B "Харриеры" II» совершили 3380 боевых вылетов, тем самым обеспечив достижение более 90% успеха операции.

Превращение «Харриера» в эффективную боевую машину продолжалось несколько десятилетий, хотя зачастую это был весьма трудный процесс. Тем не менее, эффективность истребителя-бомбардировщика вертикальных взлета и посадки была доказана практикой, и опыт «Харриера» лег в основу при создании боевых самолетов будущего, в частности «F-35 "Лайтнинг" II».


British Aerospace

На этапе концептуальной проработки у командования ВМС ещё не было окончательного решения относительно того, какой именно тип летательного аппарата заменит AV-8A, крылатый или винтокрылый, поэтому в конкурсе приняла участие вертолётостроительная компания Sikorsky (как филиал корпорации United Aircraft) с проектом разведывательно-ударного конвертоплана . Руководство ходом работ, компьютерное моделирование тактической обстановки воздушного боя и испытания различных подсистем, узлов и агрегатов для перспективного летательного аппарата возлагались на казённые исследовательские учреждения в структуре ВМС США и НАСА :

  • Шасси , взлётно-посадочная и ангарная инфраструктура кораблей-носителей - Исследовательский центр кораблестроения, Кардерок , Мэриленд ;
  • Стрелково-пушечное вооружение, ракетное вооружение, подсистема управления вооружением класса «воздух-воздух» - Исследовательский центр вооружений флота, Чайна-Лейк , Калифорния ;
  • Подсистема управления вооружением класса «воздух-поверхность» - Центральная военно-морская лаборатория, Вашингтон, округ Колумбия ; Научно-исследовательский центр авиации флота, Уорминстер , Пенсильвания ;

Опытно-конструкторские работы

Специально для применения в производстве фюзеляжей и крыльев «Супер-Харриера» разрабатывались высокопрочные конструкции сэндвичевого типа на основе лёгкого титанового сплава, устойчивого к коррозии и температурным перепадам, турбовентиляторная двигательная установка большого диаметра и малой длины с изменяемой геометрией элементов (турбин и сопел) и низким уровнем шума, новые средства аварийного покидания кабины - катапультируемое кресло минимального размера и массы c герметично упакованной парашютной системой. Инновацией в авионике, которая так же разрабатывалась по заказу ВМС специально для установки на разрабатываемом перспективном летательном аппарате, была безаналоговая на тот момент система отображения информации на лобовом стекле (до того, на лобовом стекле отображались только знаки целеуказания прицельно-навигационных комплексов, на стекле «Супер-Харриера» предполагалось отображать помимо целеуказания весь спектр необходимой информации управления полётом для принятия лётчиком того или иного решения на осуществление манёвра и его граничных параметров), а также цифровые голографические дисплеи и светодиодные индикаторы на приборной доске . Системы управления вооружением разрабатывалась компаниями Hughes Aircraft в Калвер-Сити , Калифорния , и Westinghouse Electric Systems Division в Балтиморе , Мэриленд , одновременно для «Супер-Харриера» и перспективного истребителя «Томкэт ».

Проект AV-16

McDonnell Douglas AV-16 связывали старые партнёрские отношения и договорные обязательства с Hawker Siddeley, две компании совместно работали над рядом американо-британских авиакосмических проектов. По сути дела, в вопросе разработки «Супер-Харриера» McDonnell Douglas выступала как местный представитель интересов Hawker Siddeley в Соединённых Штатах и наоборот, Hawker Siddeley выступала представителем McDonnell Douglas в Великобритании и странах Британского Содружества в вопросе регламентного обслуживания, работ по продлению срока эксплуатации и модификации «Фантомов » под требования национальных вооружённых сил. Лицензионное соглашение на модификацию «Харриера» исходной модели под требования национальных заказчиков - видов вооружённых сил и производство модифицированных самолётов на американских авиазаводах, было заключено между McDonnell Douglas и Hawker Siddeley на перспективу 22 декабря 1969 года, ещё до начала конкурса подачи заявок на «Супер-Харриер».

Среди дюжины других перспективных оригинальных проектов, проект McDonnell Douglas, получивший индекс AV-16 , не отличался особой оригинальностью, поскольку реализовал идею создания лицензионной модификации Harrier - улучшенного л. а. с использованием существующего фюзеляжа и хвостовой части, но с увеличенным крылом и с более мощным двигателем (после 1977 года Hawker Siddeley была национализирована правительством Джеймса Каллагана и партнёром McDonnell Douglas с британской стороны стала British Aerospace). Эта программа, принятая к дальнейшей проработке, в итоге была свёрнута после того, как расходы по ней превысили 1 млрд долларов.

Проект AV-8B

Несмотря на это McDonnell Douglas не сдаётся и предпринимает новую попытку улучшению самолёта без изменения двигателя. Чтобы увеличить бомбовую нагрузку и дальность полёта, новому самолёту дали большее крыло с вместительными баками и большим числом точек подвеса. Однако отказ от замены двигателя (и его мощности) приводил к требованию, чтобы общий вес нового самолёта оставался равным весу базовой модели AV-8A. Чтобы достичь этого, инженеры McDonnell Douglas решают выполнить фюзеляж и крылья из лёгких материалов, а также улучшить лётные свойства самолёта. В результате большее крыло было выполнено из графитовых композиционных материалов (легче алюминия и по некоторым характеристикам прочнее стали). Также были увеличены и усовершенствованы воздухозаборники, на крылья установили большие закрылки, а к пушечному контейнеру снизу фюзеляжа для улучшения лётных качеств во время взлёта и посадки добавили гребень.

Макеты нового самолёта были показаны в августе 1975 года. Вначале для испытания необходимые улучшения получили два самолёта AV-8A. Первый полёт этих прототипов состоялся в конце 1978 года. Испытания прошли настолько успешно, что была начата программа по улучшению всего американского парка AV-8A. Улучшенные самолёты получили обозначение AV-8C.

В начале 1980-х было испытано четыре самолёта, построенных с нуля. В 1981 году компания British Aerospace заключила соглашение с McDonnell Douglas. По этому соглашению British Aerospace принимала участие в программе в качестве субподрядчика, что означало возвращение британского правительства в программу Harrier. Производство было начато в 1983 году, McDonnell Douglas строила 60 процентов самолётов, а British Aerospace - оставшиеся 40. AV-8B поступил на вооружение морской пехоты США в конце 1983 года, британская версия (GR.5) была принята на вооружение ВВС Великобритании несколько позже.

На базе самолётов морской пехоты было проведено несколько модификаций. В конце 80-х был создан вариант для ночных операций (AV-8B Night Attack) - в носу была размещена ИК-система переднего обзора, используемая совместно с очками ночного видения. Всего в период 1989-1993 гг. было построено 72 самолёта в модификации AV-8B Night Attack. В июне 1987 года British Aerospace и McDonnell Douglas решают создать модификацию Harrier II с радаром. Для этого в нос самолёта AV-8B Night Attack установили импульсно-доплеровскую РЛС AN/APG-65 (похожа на используемую в McDonnell Douglas F/A-18 Hornet). Эта модификация позволила самолёту вести воздушный бой и улучшила его характеристики по нанесению наземных ударов. Морская пехота заказала 31 самолёт новой модификации (Plus), её поставки были начаты в июле 1993 года. Ещё 72 самолёта были модифицированы в 1997 году. К 1997 году в морской пехоте стояли на вооружении только модификации Plus и Night Attack.

Видео по теме

Модификации

  • YAV-8B - прототип, 2 экземпляра.
  • AV-8B Harrier II - базовая модификация.
  • AV-8B Harrier II Night Attack - модернизированный вариант с ИК-системой переднего обзора и новым двигателем Pegasus 11.
  • AV-8B Harrier II Plus - модернизированный вариант Night Attack с новым радаром.
  • TAV-8B Harrier II - двухместный учебный вариант.
  • EAV-8B Matador II - обозначение в ВМС Испании.
  • EAV-8B Matador II Plus - обозначение в ВМС Испании.

Боевое применение

Применялся американской стороной во время войны в Афганистане. Ночью 14 сентября 2012 года около 15 талибов одетых в американскую форму совершили атаку на стоянку американских самолётов в Кэмп Бастион. В результате атаки было уничтожено восемь «Харриеров» и один C-130 , не считая множества зданий и ангаров .

Тактико-технические характеристики

Приведенные характеристики соответствуют модификации AV-8B . Источник данных: DEPARTMENT OF THE NAVY -- NAVAL HISTORICAL CENTER

Технические характеристики

  • Экипаж : 1 (пилот)
  • Длина : 14,12 м
  • Размах крыла : 9,245 м
  • Высота : 3,551 м
  • Площадь крыла: 21,37 м²
  • Стреловидность по линии 1/4 хорд : 30,62°
  • Коэффициент удлинения крыла : 4,0
  • База шасси : 3,481 м (между основными стойками)
  • Колея шасси : 5,182 м (между боковыми стойками)
  • Масса пустого: 5 822 кг
  • Масса снаряжённого: 6 097 кг (без боевой нагрузки)
  • Максимальная взлётная масса : 14 060 кг
    • при вертикальном взлёте: 8618 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 3 590 кг
  • Объём топливных баков : 4 319 л (+ 4 × 1 136 л ПТБ)
  • Силовая установка: 1 × ТРДД Rolls-Royce F402-RR-406
  • Тяга : 1 × 95,86 кН
Лётные характеристики
  • Максимальная скорость: 1 063 км/ч
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: