Принцип коэволюции человека и природы. Коэволюция общества и природы как альтернатива развития. Основные минеральные ресурсы

Возникновение человека и формирование общества положило начало новому этапу в истории Земли, что знаменовался развитием и появлением социосфери. Социосфера это сфера существования общества. Подсистемами социосфери считают биотехносферу (Ю. Плотников ), антропосферу (К. Дьяконов ), и ноосферу (В. Вернадский ). Биотехносфера – это преобразована людьми биосфера вместе с техническими средствами и инфраструктурой. Антропосфера – это человечество. Ноосфера рассматривается как сфера ума.

Взаимодействие природы и общества. Взаимодействую природы, и общества в философии отмечают словом «коэволюция». Коэволюция (от лат. – совместимо и эволюция) – принцип гармоничного общественного развития природы и общества, которое является необходимым условием существования человечества, особенно в условиях глобального экологического кризиса.

Распространена точка зрения, согласно которой история взаимодействия природы и общества разделяется на 4 периода: присвоение; аграрный; индустриальный; ноосферний. Ф. Энгельс выделял 3 этапа: дикость, варварство, цивилизация. Известен российский ученый Грамма . Платонов различает также три этапа: I – биогенный, или адаптационный; ІІ – техногенный –; ІІІ – ноогенный, или современный.

В системе «общество-природа» каждая из сторон влияет одна на другую. Название третьего периода происходит от греческого слова ноос ум . Ноосфера понимается сфера ума. Слово ноосфера первое ввели в науку французские ученые Е. Леруа и П. Тейяр где Шарден в 20 годы нашего века. Последующее развитие учения о ноосфере принадлежит В . Вернадскому , который считал, что с появлением и активной деятельностью человека планета приходит в новую стадию своей истории, биосфера переходит в ноосферу.

В современном понимании ноосфера – это сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой умственная человеческая деятельность появляется главным определяющим фактором развития человечества. Влияние ноосферы распространяется на антропосферу – совокупность людей, как биологических организмов; техносферу и совокупность искусственных предметов; «вторую природу » – измененную человеком живую и неживую природу; социосферу – совокупность социальных факторов и процессов, что присущие соответствующему этапу развития общества.

Ноосфера допускает вмешательство человечество в такие процессы, благодаря которому поддерживается равновесие самого человека. Вмешательство человека, влияние на смену климата, загрязнения атмосферы, гидросферы, почв канцерогенными веществами, радиоактивным излучением нарушает баланс в естественной среде, может привести к уничтожению цивилизации. В соответствии с научными источниками, за последние 20 лет количество естественных катаклизмов увеличились в 4 разы.



Результаты влияния человека на природу на современном этапе развития, проявляются как следствие научно-технической революции (НТР) , сущностью которой является революционный прыжок в развитии производительных сил общества, но без учета негативного влияния на природу. Однако, вмешательство в естественные процессы без учета последствий способствовало взрыву экологического кризиса.

НТР – (научно-техническая революция)это революция в науке и ее технико-технологических приложениях: в энергетике (переход от традиционных источников энергии к нетрадиционным) в материалах (создания искусственные, синтетических и наноматериалов), в технологии (автоматизация, компьютеризация, роботизация, нанотехнологии и другое).

Характерными чертами влияния общества на природу является: расширение пределов освоения природы – использование новых регионов земной поверхности, мирового океана и космоса;

Экология (от грец. «жилище» и «учение») – это наука, которая изучает взаимодействие общества с окружающей средой в условиях сохранения равновесия в данном процессе. Это слово было введено в 1866 году немецким биологом Е. Геккелем. Основными блоками экологических проблем является, во-первых, проблема исчерпанности природных сырьевых и энергетических ресурсов; во-вторых, нарушение экологического равновесия в биосфере; в-третьих, загрязнение и потеря свойства природы к саморегулированию окружающей среды, и потеря возможности к самовосстановлению и самоочистке естественной среды. Осознание человечеством глобального экономического кризиса, как масштабной угрозы существованию Цивилизации, нарушает проблему экологической безопасности общества.

Экологическая безопасность – это такое состояние жизнедеятельности общества, которое обеспечивает сбалансированное взаимодействие естественных, технических и социальных систем, при сохранении естественно ресурсного и экологического потенциала естественных систем, способности биосферы к саморегулированию.

Следовательно, сложная экологическая ситуация в мире требует формирования экологического сознания, экологического сам идентификации человека, общества, всех общественных институтов, разрабатывания экологической политики в государствах, исходя из переоценки существующих приоритетов, создания соответствующей правовой базы.

Следовательно, решение экологических проблем нуждается в направлении усилий всех народов и держал на достижение общечеловеческой цели – выживании человеческого рода на Земле. Усвоение философского содержания экологических и демографических проблем способствует формированию экологического сознания и культуры будущих специалистов органов национальной безопасности.

1. Как формируются в истории философии идейные предпосылки концепции коэволюции природы и общества?

2. Каковы этапы развития общества, с точки зрения коэволюции природы и общества?

3. В чем заключаются глубинные противоречия современного техногенного общества?

Ответы на вопросы к тексту:

1. Идеи русского космизма, впервые сформулированные в рамках религиозной философии рассматривают человека как соработника Бога, цель истории видят в том, чтобы человечество стало разумом природы (Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев).

В.И. Вернадский создал учение об эволюции биосферы Земли и о появлении новой оболочки Земли ноосферы (сферы разумного природопользования объединенного человечества). Рассматривал историю как взаимодействие общества и природы, в процессе которого человечество превращается в разум природы. В учении Вернадского содержатся основные идеи коэволюции природы и общества.

Введение термина коэволюции и дальнейшая разработка концепции принадлежит Н.Н. Моисееву.

Синтез концепции коэволюции, теории Большого взрыва и глобального эволюционизма, концепции нелинейного развития открытых неравновесных систем И. Пригожина привел к теории Универсальной, или Большой, истории.

2. Всю историю человечества, с точки зрения коэволюции природы и общества, можно охарактеризовать как процесс постепенного превращения сил природы в силы человеческого общества:

  • Архаическое общество: человек превращает в социальные силы биологическую и психическую энергию своего организма. Возникает общество и социальный индивид.
  • Традиционно-аграрное общество: человек превращает в социальные силы энергию биосферы Земли. Возникают земледелие, скотоводство, появляется прибавочный продукт, формируются цивилизации и государства. Характерны цикличность хозяйственной и социальной жизни, традиционное духовное развитие.
  • Техногенное общество: человек с помощью техники осваивает космические силы природы. Социальные структуры и формы духовной жизни не успевают перестраиваться в соответствии с ускоренными темпами экономического развития.

3. Противоречия техногенного общества:

  • Между ориентацией на господство над природой и хрупким равновесием биосферы.
  • Между необходимостью объединения человечества в единое сообщество – ноосферу и буржуазным антагонистическим обществом.
  • Между колоссальной мощью человечества и его разделенностью на бедных и богатых.

Вопросы к тексту В.И. Вернадского:

  1. Что такое биосфера и ноосфера?
  2. В чем заключается, согласно В.И. Вернадскому, принципиальный недостаток прежних концепций философии истории?
  3. Как осуществляется эволюция живого вещества?
  4. При каких социальных условиях возможно возникновение ноосферы?

Ответы на вопросы к тексту В.И. Вернадского:

1. Биосфера – живая природа Земли. Носитель свободной биогеохимической энергии.

Ноосфера – единое человечество, энергия человеческой культуры.

2. Концепции философии истории рассматривают человека как свободно живущего на планете, свободно строящего свою историю без учета законов природы биосферы.

3. В действительности человек не отделим от биосферы. Связан с ней питанием и дыханием. Человек является продуктом эволюции живого вещества, которая шла (скачками) в направлении усовершенствования ЦНС живых организмов (цефализация).

4. Условием возникновения ноосферы является единое человечество, способное перестроить биосферу.

Вопросы к тексту Н.Н. Моисеева:

  1. Каковы закономерности развивающегося универсума?
  2. Как Н.Н. Моисеев интерпретирует понятие «бифуркации»?
  3. Каковы основные бифуркации в истории человечества и как они были преодолены?
  4. В чем заключаются глубинные основания современного экологического кризиса?
  5. Каковы последствия экологического кризиса для России и всего мира?

Ответы на вопросы к тексту Н.Н. Моисеева:

1. В течение спокойного эволюционного развития универсума с медленным изменением свойств наступают моменты, когда он, потеряв устойчивость, теряет память и его последующая эволюция непредсказуема, поскольку может определяться случайными факторами.

2. Процесс катастрофической перестройки системы и перехода ее в новый канал своего развития называется бифуркацией. Ее последствия непредсказуемы, а роль случайных факторов резко усилена.

3. Основные бифуркации в истории человечества:

  • Резкое похолодание климата в начале четвертичного периода привело к переселению австралопитеков из леса в саванну. Результатом стало прямохождение, использование орудий, мясоедение.
  • Внутривидовой отбор на уровне индивидуумов был прекращен введением табу «не убий». Результатом стало утверждение общественной формы эволюции, сохранение единственного вида человека – кроманьонца.
  • Неолитическая революция (усовершенствование технологии обработки камня, создание метательного оружия) привела к исчезновению крупных копытных и угрозе голодного вымирания человека. Итогом стало возникновение земледелия и скотоводства.

4. Антропогенная нагрузка на биосферу непрерывно растет, что грозит потерей устойчивого равновесия, и выходом из атракта, в котором происходит развитие человеческого рода.

5. Последствия экологического кризиса принципиально непредсказуемы. Остается надеяться на Коллективный разум, который не допустит новой планетарной бифуркации.

Вопросы к тексту А.П. Назаретяна:

1. Какие этапы коэволюции выделяет в своей работе «Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории» А.П. Назаретян?

2. Чем обусловлен процесс коэволюции природы и общества?

3. Каковы проблемы коэволюционного развития на современном этапе?

Ответы на вопросы к тексту А.П. Назаретяна:

1. Этапы коэволюции:

· «Палеолитическая революция» - появление орудий, использование огня, переход к охотничьему образу жизни. Перенос внутристадной агрессии на чужаков.

· «Верхнепалеолитическая революция» - использование каменного сырья, орудий из кости, знаковых систем коммуникации, речи.

· «Неолитическая революция» - появление земледелия, скотоводства, симбиоз племен.

· «Городская революция» - образование крупных человеческих агломераций, строительство ирригационных каналов, появление письменности, правовых документов, бронзовых орудий.

· «Революция осевого времени» - появление мыслителей, политиков, полководцев, железного орудия. Преобразование человеческой культуры, духовная революция.

· «Промышленная революция» - внедрение продуктивных технологий производства. Распространение идей равенства, демократии, ценностного отношения к феноменам войны и мира. Демографический рост, экологический и геополитические амбиции.

· «Информационная революция» - рост мощи производительных и боевых орудий, интеллекта, техногуманитарный дисбаланс.

2. Процесс коэволюции природы и общества обусловлен эволюцией человеческого сознания.

3. См. «Информационная революция».

Термин коэволюции, т.е. гармонического развития природы и общества, обеспечивающего стабильное развитие окружающей человека среды, в настоящее время широкое распространение нашел в современной философской литературе. Анализу этой проблемы посвящены многие научные статьи и отдельные монографические исследования. Значительный вклад в разработку этой проблемы внес академик Н.Н. Моисеев.

Понятие коэволюции впервые было употреблено биологами для описания ситуации совместного развития, например, бабочки и цветка, т.е. по сути, оно выражало идею взаимного приспособления биологических видов. Н.Н. Моисеев под коэволюцией понимает соразвитие (т.е. совместное развитие) элементов одной системы, сохраняющей свою целостность и естественный (эволюционный) канал развития.

Применительно к природе и обществу коэволюция предлагает такое их развитие, которое не разрушает стабильности окружающей среды (биосферы) и создает необходимые условия развития общества, в рамках определенной системы экологических запретов и императивов. В свою очередь, деятельность общества должна быть максимально приближена (адаптирована к естественным процессам, происходящим в биосфере. Человеку следует считаться с законами развития природы, иначе она же отомстит за каждую допущенную по отношению к ней ошибку.

Коэволюционное развитие природы и общества являются необходимым условием устойчивого развития как самой природы, так и социальной среды.

Принцип коэволюции , т.е. соответствия во взаимодействии природы и общества, выступает в качестве необходимого условия выживания человечества, сохранения его как составной части биосферы.

Сегодня единственный путь сохранения человека в составе биосферы - это путь коэволюции, т.е. такого изменения образа жизни людей, который согласовал бы их потребности с возможностями сохранения биосферы в канале эволюции, порадившем феномен человека.

Эту проблему нельзя решить чисто техническими средствами. Необходимо качественно изменить природу общества, необходима новая цивилизация с иным миропредставлением, для которой совокупность экологических императивов (запретов) будет столь же органически присуща, как и стремление к сохранению жизни человека.

Коэволюционная стратегия взаимодействия природы и общества исторически изменчива и по-разному была представлена и каждую конкретно-историческую эпоху.

Во взаимодействии природы и общества можно выделить четыре основных коэволюционных этапа.

Первый из - них, самый древний - архаичный. Коэволюция природы и общества здесь проявляла себя с абсолютной адекватностью, так как человек стремился жить в гармонии с природой, и его деятельность не носила разрушительного характера. Основной чертой этого периода является присваивающая экономика. Люди здесь использовали в основном готовые продукты природы, применяя примитивные орудия труда. Основными видами их деятельности были охота, собирательство и рыболовство, что не могло оказать преобразующего, т.е. негативного воздействия на природу. Крупнейшим завоеванием этого этапа, подготовившим переход к следующему, явились два существенных момента, - это овладение огнем и отбор наиболее ценных для человека видов растений и животных.

Второй этап коэволюции природы и общества связан с неолитической революцией, и его можно назвать аграрным. В этот период не происходит существенных нарушений в коэволюционном равновесии между природой и обществом. Ведущей сферой деятельности здесь становится земледелие и животноводство. В качестве источников энергии используется мускульная сила человека и животных, а также энергия ветра и воды.

Третий коэволюционный этап взаимодействия природы и общества - промышленный. Он связан с промышленной революцией XVIII века. Основная здесь ставилась задача подчинение природы господству человека, ее покорение. В этих целях в производстве используются машины, техника и усиливается антропогенное воздействие человека на природу, она становится целью (средством) его преобразовательной деятельности. Вследстнии этого намечается противопоставление общества природе и нарушение между ними коэволюционного баланса. Возникают предпосылки, при которых экологическое равновесие в природе нарушается, экосистема расстраивается.

Четвертый этап коэволюционного взаимодействия природы и общества связан с современной научно-технической революцией. Это время небывалого развития науки и техники, превращения научно-технической деятельности общества в ведущую сферу, обеспечивающую дальнейший прогресс человечества.

Создавая невиданные ранее возможности и средства для покорения природы, научно-технический прогресс вместе с тем способствует и ее разрушению, усугубляет и без того сложную экологическую ситуацию, лишая человечество перспектив развития.

Грандиозные преобразования, связанные с научно-технической революцией, поставили человечество на грань выживания и привнесли значительные сомнения в вопрос о возможности коэволюционного развития природы и общества.

Такие сомнения, в частности, высказывают В.И. Данилой-Данильян и Г.М. Лыч. Они не допускают того, чтобы естественный процесс эволюции биосферы целенаправленно регулировался человеком. С таким подходом вряд ли можно согласиться. Человек уже сейчас управляет многими природными процессами. Поэтому привнесение регулятивной компоненты в управление природой «вещь» вполне допустимая. Человек своей преобразовательной деятельностью нарушил баланс в соотношении природы и общества он должен и восстановить между ними коэволюционное равновесие.

2. Каковы этапы развития общества, с точки зрения коэволюции природы и общества?

Обобщая и дополняя различные версии концепции коэволюции, можно сделать следующие выводы.

1. Всю историю человечества, с точки зрения концепции коэволюции природы и общества, можно охарактеризовать как процесс постепенного превращения сил природы в силы самого человеческого общества. Так, на начальных фазах развития человечества {архаическое общество) человек со­циализирует, превращает в социальные силы биологическую и психическую энергию своего собственного, данного природой организма. В результате это­го процесса возникает как общество, так и сам социальный индивид. Второй этап развития человечества {традиционно-аграрное общество) характеризуется тем, что человек начинает контролировать и превращать в социальные силы энергию живой природы - биосферы Земли. В результате возникают такие виды хозяйственной деятельности человека, как земледелие и скотоводство, появляется прибавочный продукт и формируются первые цивилизации и государства. Но поскольку контролировать силы живой природы можно было, только подчиняясь циклам и как бы вторя ритмам биосферы Земли, данный тип общества характеризуется и повторяющимися циклами своей хозяйственной и социальной жизни, и приверженностью к традиционализ­му в своем духовном развитии. Классическим выражением духовной жизни такого типа общества является восточная философия.

Наконец, в Европе ХГУ-ХУШ вв. закладываются социальные и культур­ные предпосылки возникновения так называемого техногенного общества, когда человек с помощью новой техники начинает осваивать космические силы природы, т.е. такие силы, которые связаны не только с функциониро­ванием биосферы Земли, а определяются закономерностями, действующими во всей Вселенной: силы пара, электричества, химических реакций, ядерной энергии. После первого промышленного переворота конца XVIII - первой половины XIX в. этот тип общества окончательно побеждает. Процесс экономического, а следовательно, и социального развития ускоряется не­виданными темпами. Именно в эту эпоху и появляется феномен научной и социальной революции, когда социальные структуры и формы духовной жизни традиционно-аграрного общества не способные быстро перестраи­ваться в соответствии с этими темпами, подвергаются беспощадной ломке и заменяются более гибкими социальными структурами и новыми научными идеями, способными к быстрой перестройке и развитию.

2. Каждый новый этап превращения космических сил природы в энер­гию развития общества связан, с одной стороны, с глобальной научной ре­волюцией, меняющей научную картину мира и нормы научного знания, а с другой - с великой социальной революцией, радикально преобразующей социальные институты общества. Именно поэтому глобальные научные и великие социальные революции так синхронны по времени своего про­текания (европейская Реформация и коперниканская научная революция ХУ1-ХУП вв., Великая французская революция и вторая глобальная научная революция концаXVIII - первой половины XIX в., третья глобальная научная революция конца XIX - первой половины XX в. и революционный подъем в странах Восточной Европы и Азии). Если научные революции, в конечном счете, подготавливают технологию освоения фундаментальной космической силы природы, то социальные революции изменяют социальные структуры общества таким образом, чтобы оно сумело включить данную технологию в систему общественного производства.

В свою очередь, социальные и научные революции идейно подготавли­ваются новыми философскими идеями, в которых синтезируются из всей совокупности гуманитарного и естественнонаучного знания смыслы уни­версалий культуры данной исторической эпохи и на основе критики этих смыслов определяются новые пути развития культуры. В сущности, всю европейскую философию Нового и Новейшего времени можно представить как идейную подготовку великих научных и социальных революций и как процесс переосмысления их последствий и результатов.

3. В чем заключаются глубинные противоречия современного техногенного общества?

3. Современный экологический кризис с помощью концепции коэволю­ции природы и общества можно рассматривать как нарастание глобальных противоречий развития современного человечества. Такими противоречиями являются:

Противоречие между принципами и ценностями буржуазной техно­генной цивилизации, ориентированной на господство над природой с целью получения максимальной прибыли и хрупким равновесием всей биосферы Земли, которая уже не может выдержать антропогенной нагрузки со стороны этой «цивилизации»;

Противоречие между необходимостью устойчивого развития совре­менного общества в его взаимосвязи с природой, что требует, в свою очередь, превращения ныне разделенного человечества в единое со­общество - ноосферу, и буржуазной цивилизацией, построенной на конкурентной борьбе за экономические преимущества и на социальном эгоизме, противопоставляющих друг другу страны, народы, культуры, конфессии и индивидов;

Противоречие между быстро растущим техногенным могуществом об­щества, превращающим в своем развитии космические силы Природы в производительные силы самого общества (так, энерговооруженность человечества за последние сто лет выросла в 1000 раз, а убойная сила оружия, созданного на основе современных технологий, в 1000000 раз), и разделенностью мирового сообщества на бедных и богатых, «цивилизованных и нецивилизованных», Север и Юг, Восток и Запад. В результате этой разделенности колоссальная мощь человечества, основанная на космических силах природы, может обернуться против его самого и стереть человечество с лица Земли.

Для разрешения этих противоречий и выхода человечества на новый виток коэволюционного развития требуется критический анализ ценностей культуры современного техногенного общества.

В.И. Вернадский // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 624-627.

1. Что такое биосфера и ноосфера?

· Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с ма­териально-энергетическими процессами, определенной геологической оболочки земли - с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее независимым ни на одну минуту.

Понятие «биосферы», т.е. «области жизни», введено было в биологию Ламарком (1744-1829) в Париже в начале XIX в., а в геологию Э. Зюссом (1831-1914) в Вене в конце того же века.

В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера.

В биогеохимии нам приходится считаться с тем, что жизнь (живые организмы) реально существует не только на одной нашей планете, не только в земной биосфере. Это установлено сейчас, мне кажется, без сомнений пока для всех так называемых «земных планет», т.е. для Ве­неры, Земли и Марса.

Младшие современники Ч. Дарвина - Д. Дана (1813- 1895) и Д. Ле-Конт (1823-1901), два крупнейших североамериканских геолога (а Дана к тому же минералог и биолог) выявили еще до 1859 г. эмпири­ческое обобщение, которое показывает, что эволюция живого вещества идет в определенном направлении.

Это явление было названо Дана «цефализацией», а Ле-Контом «пси-хозойской эрой».

· Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняет­ся. Впервые в истории человечества интересы народных масс - всех и каждого - и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого.

Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть «ноосфера».

Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ним открываются все более и более широкие творческие возможности. И, может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету.

Здесь перед нами встала новая загадка. Мысль не есть форма энергии. Как же может она изменять материальные процессы? Вопрос этот до сих пор научно не разрешен.

Ноосфера - последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней. Ход этого процесса только начинает нам выясняться из изучения ее геологического про­шлого в некоторых своих аспектах.

2. В чем заключается, согласно В.И. Вернадскому, принципиальный не­достаток прежних концепций философии истории?

Как принципиальный недостаток всех предшествующих кон­цепций истории и философии В.И. Вернадский отмечает то обстоятельство, что большинство историков и философов его времени рассматривали био­сферу Земли лишь как фон или, в лучшем случае, как сырой материал куль­турно-производственной практики человечества. Сама история человечества, с точки зрения Вернадского, есть не что иное, как история взаимодействия общества и природы, в процессе которой человечество превращается в разум самой природы.

3. Как осуществляется эволюция живого вещества?

Живая природа является основной чертой проявлениябиосферы, она резко отличает ее тем самым от других земных оболочек. Строение биосферы прежде всего и больше всего характеризуется жизнью.

Между физико-геометрическими свойствами живых организ­мов - в биосфере они проявляются в виде своих совокупностей - жи­вого вещества, и между такими же свойствами косной материи по весу и по количеству атомов, составляющей подавляющую часть биосферы, лежит в некоторых отношениях непроходимая пропасть. Живое вещес­тво является носителем и создателем свободной энергии, ни в одной земной оболочке в таком масштабе не существующей. Эта свободная энергия - биогеохимическая энергия - охватывает всю биосферу и оп­ределяет в основном всю ее историю. Она вызывает и резко меняет по интенсивности миграцию химических элементов, строящих биосферу, и определяет ее геологическое значение.

В пределах живого вещества в последнее десяти тысяч лет вновь создается и быстро растет в своем значении новая форма этой энергии, еще большая по своей интенсивности и сложности. Эта новая форма энергии, связанная с жизнедеятельностью человеческих обществ, рода нолю и других (гоминид), близких к нему, сохраняя в себе проявление обычной биогеохимической энергии, вызывает в то же самое время нового рода миграции химических элементов, по разнообразию и мощности, далеко оставляющие за собой обычную биохимическую энергию живого вещества планеты.

Эта новая форма биогеохимической энергии, которую можно назвать энергией человеческой культуры или культурной биогеохимической энер­гией, является той формой биогеохимической энергии, которая создает в настоящее время ноосферу.

Пятьсот миллионов лет тому назад, в кембрийской геологической эре, впервые в биосфере появились бо­гатые кальцием скелетные образования животных, а растений больше двух миллиардов лет назад. Это - кальциевая функция живого вещества, ныне мощно развитая, - была одна из важнейших эволюционных стадий геологического изменения биосферы.

Не менее важное изменение биосферы произошло 70-110 милли­онов лет тому назад, во время меловой системы и, особенно, третичной. В эту эпоху впервые создались в биосфере наши зеленые леса, всем нам родные и близкие. Это - другая большая эволюционная стадия, анало­гичная ноосфере. Вероятно, в этих лесах эволюционным путем появился человек около 15-20 миллионов лет тому назад.

4. При каких социальных условиях возможно возникновение ноосфе­ры?

Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное измене­ние биосферы. Мы входим в ноосферу.

Слово «ноосфера» составлено из греческого «ноос» - разум и «сфера» в смысле обо­лочки Земли.

Мы вступаем в нее - в новый стихийный геологический процесс - в грозное время, в эпоху разрушительной мировой войны.

Но важен для нас факт, что идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами природы, отвечают ноосфере.

Можно смотреть, поэтому на наше будущее уверенно. Оно в наших руках. Мы его не выпустим.

Н.Н. Моисеев // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 653-658.

1- Каковы закономерности развивающегося универсума?

В эволюции любой системы прослеживается возникновение некоторого поля виртуальных путей развития и отбора на нем множества реализуемых состояний, которое мы называем траекториями развития систем во времени. Процесс изменения состояния любой достаточно сложной системы обладает одной важной особенностью, которая на одном частном примере впервые была обнаружена еще Эйлером в конце XVIII в. и подробно изучена Пуанкаре около 100 лет тому назад. Она является одним из краеугольных понятий современной теории динамических систем. В траектории системы мы можем наблюдать участки относительно спокойного, если угодно, дарвиновского течения эволюционного процесса, когда под действием внешних или внутренних причин происходит медленное изменение свойств системы, чаще всего связанное с ослаблением условий ее го-меостаза. В простейших случаях, изученных классиками точного естествознания, - приближение к границам устойчивости. Дальнейшее развитие событий связано с потерей гомеостаза и качественной перестройкой системы. В частности, это может быть потеря устойчивости того состояния, в окрестностях которого происходит эволюция системы. Как раз подобный случай и был изучен Эйлером и Пуанкаре, получивший название бифуркации или катастрофы по терминологии, введенной Р. Томом.

2- Как Н.Н. Моисеев интерпретирует понятие «бифуркации»?

Процесс бифуркации - это всегда процесс катастрофической перестройки сис­темы. Его последствия практически непредсказуемы, поскольку память системы оказывается ослабленной, а роль случайных факторов резко усилена.

3. Каковы основные бифуркации в истории человечества и как они были преодолены?

Результаты бифуркации непредсказуемы. Вместо того, чтобы по­гибнуть в опасной саванне, предок человека встал на задние лапы, освободив передние, научился использовать искусственные орудия и превратился из мирного вегетарианца в агрессивного хищника. Мозг и рождающийся разум стали главными гарантами гомеостаза этого вида, а следовательно, и его развития. Внутривидовая борьба, по-видимому, в этот период обострилась до крайности, ибо чем иным можно объяс­нить резко ускорившуюся эволюцию! Уже через 2 млн. лет объем мозга неоантропов возрос едва ли не в два раза! На заре палеолита на Земле существовало уже не просто умное животное - стал формироваться человек. Появились каменный топор, умение владеть огнем, навыки коллективной охоты. И в то же время наш предок еще жил под властью законов, закодированных в его генетическом механизме, как и у любого животного, ведущего стадный образ жизни, законами, несовместимыми с теми техническими возможностями, которые обрел наш предок. По­тенциал его развития казался исчерпанным. Однако произошел новый перелом в траектории развития нашего предка, который не только был непредсказуем, но и не заставил себя ждать. Он оказался связанным с утверждением табу «не убий», которое много позднее превратилось в заповедь, принятую однажды всеми народами, всеми религиями.

В послевоенные десятилетия супруги Лики и их последователи об­наружили в Олдувайском ущелье (Кения) останки неоантропов, среди которых было много скелетов с черепами, проломленными топором. Авс­трийский этолог К. Лоренц дал этому явлению простое объяснение.

У волка существует инстинкт: самец, проигрывающий бой за самку, подставляет победителю свою шею. Победитель удовлетворяется этим, и проигравший рыцарское сражение остается живым, сохраняясь для Популяции. У нашего предка не было «инстинкта волка»! Поэтому, изоб­ретя каменный топор, он стал пускать его в дело без всяких ограничений, в том числе и в боях за самку. Отсюда и проломленные черепа молодых Предков будущего человека. Лоренц высказал предположение, что если бы табу «не убий!» не возникло в стадах наших предков, то они просто перебили бы друг друга.

Это, конечно, аргумент, но мне представляется более правдоподоб­ным другое объяснение. Умение найти нужный кремень, обработать и превратить его в топор требует совсем иных качеств, чем умение использовать топор в драке. Найденные черепа, может быть, и при­надлежат как раз тем умельцам, которые были способны делать топор и передавать свои знания и навыки следующим поколениям. Табу «не убий!» не было закодировано в генетической памяти. Оно утверждалось в рамках отбора на уровне отдельных родов, общин, племен и носило общественный характер, было основой формировавшейся системы нра­вов. Те орды или племена и отдельные виды неоантропов, которые лучше усвоили его, сохраняли своих умельцев. Благодаря этому они обладали лучшим оружием, более дисциплинированными боевыми дружинами и т.д. Они-то и отбирались естественным отбором на уровне популяций. Вероятно, именно этот отбор привел к тому, что из многочисленных видов потомков австралопитеков, способных претендовать на право быть предками современного человека, к концу палеолита остались только кроманьёнцы.

Утверждение табу «не убий» и других основ зарождающейся морали снижало остроту внутривидового отбора на уровне индивидуумов, и биологическое совершенствование вида постепенно затухало. Эволюция переходила в русло - развитие общественных форм жизни. При этом отбраковывались, может быть, и в чем-то более совершенные виды. Так, создатели мустьерской культуры - неоандертальцы - не дожили до времен неолита. Одним словом, бифуркация закончилась не только утверждением общественной формы эволюции, но и сохранением единс­твенного вида человека - кроманьёнца.

Последняя глобальная бифуркация произошла накануне писанной истории. Она хорошо изучена и получила название неолитической ре­волюции. Так же, как и перестройка эволюционного процесса времен палеолита, она была вызвана внутренними причинами. Я бы даже ска­зал - техногенными факторами: человек усовершенствовал технологию обработки камня и создал метательное оружие. Эти обстоятельства имели самые катастрофические последствия: человек за относительно короткое время сделался абсолютным гегемоном, монополистом в жи­вотном мире и полностью использовал возможности новой техники, как и в палеолите, когда он изобрел каменный топор. В результате он быстро извел крупных копытных - основу своего рациона и поставил свой биологический вид на грань голодного вымирания. Количество населения, судя по сопоставлению неолитических и палеолитически" стоянок, сократилось во много раз. Человека могла постичь судьба лю­бого вида, сделавшегося монополистом в своей экологической нише: он должен был либо погибнуть, либо найти другую нишу.

Как во времена палеолитического кризиса нельзя было предсказать, что выход может быть найден в форме табу «не убий!», так и теперь, период неолитического кризиса, выход был найден, и при этом совершенно неожиданный. Человечество изобрело земледелие, а через пару тысяч лет и скотоводство.

Если в предыдущие периоды человек еще был полностью включен в биоту, как и другие живые существа, участвуя в естественном кругообо­роте вещества, то в результате неолитического кризиса он полностью вы­делился из остального живого мира, начав формировать искусственный кругооборот веществ, так называемую вторую природу. Сначала это были искусственные биоценозы, а затем человек начал включать в кругооборот вещества и наследие прошлых биосфер - полезные ископаемые.

4. В чем заключаются глубинные основания современного экологичес­кого кризиса?

Природа - вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества. Живая природа – базис, без кот. не было бы ни челов-ва, происшедшего от животных предков, ни общ-ва, кот. пришло на смену первобытному стаду этих предков. В мире - процесс обмена веществ м/у человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы.

Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся зависимости на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических проблемах.

Пути к решению экологических проблем призвана находить наука Экология.. Она появилась как следствие появления глобальных экологических проблем. Одним из вариантов решения экологических проблем сводится к тому, что избежать эти проблемы путем сокращения своей численности, свертывования материальных ПС и отказа от современных орудий труда и технологий. Эта концепция называется «Нулевым ростом экономики».

Прежде всего необходим коренной поворот человечества к природе. Создать такие технологические способы производства которые как бы сливались с природой. Другими словами должен произойти переход чел-ва из биосферы в ноосферу, т. е. в сферу разума. Именно такой переход позволит человеку выполнить свою основную миссию – сохранение природы на Земле как уникальную колыбель жизни в нашей части Вселенной.

Во взаимоотношениях общества и природы основополагающую роль должны играть экологические императивы и принцип коэволюции, т. е. совместного развития человека и биосферы. Автором концепции коэволюции природы и общества является выдающийся русский ученый XX в. Н. Тимофеев-Ресовский.

Идея коэволюции акцентирует внимание не на борьбе за существование и естественном отборе, а на процессах сотрудничества, взаимного обмена энергией. Это наиболее реалистическая и здравая идея преодоления разницы между природой и обществом, она соединяет их в одно целое, развивая концепцию динамического равновесия, стабильного развития человечества. Благодаря этой концепции человек предстает носителем коэволюции, целостности природы и общества.

32. Учение о человеке в структуре философского знания.

Фил-я стремится выяснить, что такое человек вообще, какова его природа, его сущность. Познание человека - центральная проблема философии. Все разделы философского знания прямо или косвенно служат поискам ответов на вопросы о человеке. Для философии вполне справедливо изречение древнего философа Протагора о том, что человек есть мера всех веще. Для философии первостепенное значение имеет познание «родовой» природы человека. В разные эпохи утверждался свой взгляд на человека и на его сущность. И сейчас существуют различные подходы к рассмотрению этой проблемы. Анализ их приводит к выводу о чрезвычайной сложности и многосторонности человеческой природы. Человек представляет собой совокупность телесного и духовного, биологического и социального, личного и общественного, индивидуального и универсального, субъектного и объектного. Философская проблема человека имеет длительную историю развития. Древнегреческие софисты первыми обратили внимание на человека и сделали его предметом своего рассмотрения. Античность создала идеал человека, соразмерного упорядоченному космосу. Индивид - часть мироздания, поэтому все проблемы человека решаются в связи с его ролью и местом в космосе. В средневековой философии человек редуцируется до субъекта спасения. Цель его бытия - спасение души и соединение с Богом. Желание личности стать самостоятельной и свободной трактуется как греховное. Эпоха Возрождения создала свой идеал - свободной гармоничной личности. Теперь на первый план выступает тема жизни и деятельности человека в мире ради достижения счастья. В философии Нового времени и эпохи Просвещения человек рассматривается прежде всего как субъект рационального познания, как механизм особого рода, который может быть изучен, познан. В нем нет тайн. Надо отметить, что ни в Античности, ни в Средневековье, ни тем более в философии Нового времени человек не был проблемой, а был одной из возможных тем философствования. Только в постклассический период развития философии представители «философии жизни» и экзистенциализма сделали судьбу и свободу человека, смысл и цель его существования предметом философского рассмотрения.К началу XX в. человек осознал себя в качестве проблемы. По мнению немецкого философа Шелера между человеком и остальным животным миром существует принципиальное различие. Оно определяется наличием у человека духа. Гелен считал, что сущность человека следует искать именно в открытости миру. Открытость миру определяет способ человеческого бытия. Смысл человеческого бытия - преодоление недостатков биологической природы. Отсутствие готовых биологических средств адаптации компенсируется культурой. Поэтому напрасно искать естественного человека, человек есть культурное существо. Проблема человека является центральной и для философии экзистенциализма. Однако, в отличие от школы философской антропологии, экзистенциализм отрицает наличие у человека определенной сущности. По мнению экзистенциалистов, человек сам создает свою сущность в процессе существования. По словам Сартра, человек - это проект самого себя. Экзистенциальная философия делает акцент на самоценности и индивидуальности бытия. Ее интересует уникальный жизненный мир личности.Если классическая философия считала центральным вопросом антропологии вопрос о сущности человека, то постклассическая мысль, отказываясь от понятия сущности, тем не менее обсуждает вопрос об особенностях природы человека. И экзистенциалисты, и постмодернисты все-таки дают ответ на вопрос о специфике человеческого бытия. Трудность этого вопроса в том, что человек не может изучать себя как объект в ряду других объектов: личность обременена культурным и историческим багажом, и то, как она понимает себя, зависит от конкретных условий ее существования.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: