Государственно-политическое развитие японии в xx в. Политическая система японии Милитаризация политической системы

ГЛАВА I Глава I Политические реформы

в Японии 40-50 годов. …………. стр. 3-16

ГЛАВА II Глава II Образование ЛДП и складывание

современной политической системы. ……… стр. 17-28

Заключение……………………………………………………….. стр. 29-30

Список использованной литературы…………………………. стр. 31

Введение

В течение последних ста лет Япония неизменно приковывает к себе внимание исследователей и наблюдателей остального мира, пытающихся выяснить “загадки” весьма неординарного развития Страны восходящего солнца. В прошлом веке – во главу ставился вопрос: как этой небольшой и,в сущности, слаборазвитой островной стране удалось избежать участи подавляющего большинства азиатских стран? Затем как она смогла в исторически короткие сроки добиться значительных успехов в деле модернизации экономики и общества, обеспечив себе место среди сильнейших стран мира и выступив с оружием в руках против ведущих мировых держав, принять участие в попытках его очередного передела?

Особенно сильный всплеск интереса к Японии был вызван феноменом ее почти фантастического возрождения после сокрушительного поражения во второй мировой войне, в результате которого страна к началу XXI века превратилась в одного из мировых лидеров, в один из локомотивов мировой экономики.

Политическая история Японии представляет собой процесс далеко не прямолинейный, с участием торможения и даже отката, развития демократических институтов, принципов и норм, накапливания демократической практики.

Эволюция политической системы в Японии протекала как аналог такого же процесса в других странах, не только воспринимая оттуда опосредованным образом ведущие варианты и тенденции развития, но и испытывая порой добровольно или вынужденно – и прямое воздействие, конечно национальная специфика сохранялась в любом случае.

Цель данной работы – изучить политическое развитие Японии во второй половине XX в., отметить характерные черты этого развития, оценить политические преобразования в Японии на изучаемом этапе.

Задачами работы являются: рассмотрение политических преобразований в Японии на разных этапах, попытка дать оценку проводившимся реформам, изучение сложившегося государственного строя страны, а также определение характера политической власти и ее реализации в японском обществе. Отметить специфику и неординарность Японии в ее политическом развитии.

Историография данного вопроса представлена в работах Вербицкого С.И.¹, Еремина В.Н.², Макарова А.А.³, следует отметить коллективную монографию ведущих российских японоведов, выпущенную сравнительно недавно (1999 г.)⁴, именно в этих работах подробно освещен изучаемый вопрос японской политической истории. В качестве основного источника будет рассматриваться Конституция Японии от 1947 г.⁵ Работа делится на две главы. В первой главе (""Политические реформы 40-50 годов"") речь пойдет о послевоенных реформах проводимых в условиях оккупации администрацией США. Также изучению подлежит новая Конституция Японии 1947 г., как основной закон страны, определивший ее дальнейшее развитие. Во второй главе (""Образование ЛДП и складывание современной политической системы"") будет изучаться политическое развитие Японии в 50-60 годы. Т.к. именно в этот период был сформирован механизм политической власти, который функционирует вплоть до настоящего времени. В частности образование ЛДП и феномен ее длительного пребывания у власти, особенности политической системы Японии сформировавшихся в результате деятельности ЛДП как правящей партии, начиная с 1955 г.

¹ Вербицкий С.И. Япония на пороге XXI века - М.: Знание, 1988

² Еремин В.Н. Политическая система современного японского общества -

М.: Наука, 1992

³ Макаров А.А. Политическая власть в Японии - М.: Наука, 1988

⁴ Коллективная монография Япония мифы и реальность - М.: Восточная

литература РАН, 1999

⁵ Конституция Японии 1947 г. // Хрестоматия по новейшей истории,

том 3 - М.: Издательство социально экономической литературы, 1961 с.

Глава I Политические реформы в Японии 40-50 годов

Поражение во второй мировой войне существенно подорвало внутриполитические и экономические позиции правящих кругов Японии. Своеобразие этапа оккупации в послевоенной истории Японии заключается в том, что, хотя верховная власть в стране находилась в руках американской оккупационной армии, выступавшей от имени союзных держав, США осуществляли эту власть не непосредственно, а через японское правительство, отражавшее интересы господствующих классов.

Этап оккупации Японии не был однозначным по своему содержанию. Главная особенность периоды оккупации заключается в том, что США, преследуя свои собственные цели в отношении Японии, все же в какой-то степени считали себя связанными Потсдамской декларацией союзных держав от 26 июля 1945 г.

В которой говорилось о необходимости искоренить навсегда милитаризм в Японии, устранить препятствия к возрождению и укреплению демократических тенденций в японском народе, установить свободу слова, вероисповедания и мышления, уважать основные человеческие права.

Победа над милитаристской Японией неотъемлемой частью победы союзных держав в войне против гитлеровской коалиции. Поэтому США не могли открыто сразу же после капитуляции Японии отказаться от Потсдамской декларации, являвшейся общей программой союзных держав в отношении Японии. Кроме того, они вынуждены были считаться с послевоенным подъемом японского народа за мирный и демократический путь развития страны.

Одновременно американские власти стремились воспользоваться победой для проведения линии демилитаризации Японии и ослабления ее экономической мощи.

В период оккупации США издали ряд директив о демилитаризации и демократизации Японии в соответствии с Потсдамской декларацией и решениями дальневосточной комиссии, состоявшей из представителей 11 стран: США, СССР, Англии, Китая, Франции, Голландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и Филиппин.

Влияние Дальневосточной комиссии на оккупационную политику США в Японии не было решающим. Ее постановления, принимавшиеся, как правило, с большим опозданием, осуществлялись через соответствующие распоряжения американского правительства, направляемые главнокомандующему оккупационными войсками генералу Макартуру. Более того, американское правительство могло и самостоятельно ему направлять, так называемые, “временные директивы”. В то же время без согласия США Дальневосточная комиссия не могла провести ни одного мероприятия в Японии.

Вместе с тем США присвоили себе ряд государственных функций. Они полностью взяли в свои руки область финансов и внешней торговли, поставили под контроль все органы правосудия, полицейскую власть, составление государственного бюджета, ограничили законодательную власть парламента.

В области дипломатии японское правительство было лишено права устанавливать и поддерживать непосредственную связь с другими странами. Все функции внешней политики Японии находились в руках оккупационных властей или могли осуществляться только через них. Министерство иностранных дел Японии хотя и существовало, однако никакой самостоятельной роли в период оккупации не играло. Все его внешнеполитические функции сводились к поддержанию связи между правительством и штабом оккупационных войск.

Сразу же после капитуляции Японии США предприняли ряд мер, направленных на смягчение ограничений буржуазно-демократических прав и политической деятельности. Было официально объявлено о роспуске ультранационалистических обществ, секретных правых организаций. 11 октября 1945 г. Макартур направил японскому правительству директиву о проведении пяти крупных реформ – предоставлении рабочим права не организацию профсоюзов, о демократизации системы просвещения, ликвидации абсолютизма, уравнении в правах женщин и демократизации экономики. В ноябре последовали директивы о замораживании собственности головных держательских компаний (дзайбацу), императорского дома и роспуске “дзайбацу”. В декабре были опубликованы меморандум Макартура о проведении земельной реформы, декрет об отделении “синто” от государства. С целью ослабления культа императора 1 января 1946 г. Состоялось его публичное отречение от мифа о божественном происхождении правящей династии.

Таким образом, установление так называемого косвенного управления Японией, фактически передача японскому правительству ряда полномочий по осуществлению оккупационной политики США означали, что руководящая роль в послевоенном устройстве Японии признавалась не за демократическими силами, а за господствующим классом. Консервативные силы, пользуясь представленной им властью стремились в максимальной степени сохранить старый политический строй, и прежде всего императорскую систему.¹

¹ История Японии 1945-1975 гг. - М.: Наука, 1978, с. 16

Все политические партии во время войны были распущены и вместо них создана единая политическая организация – Политическая ассоциация Великой Японии. Сразу же после капитуляции Японии стали восстанавливаться старые и возникать новые партии различного направления.

В ноябре 1945 г. На учредительном съезде было провозглашено создание Социалистической партии Японии (СПЯ) путем объединения последователей различных довоенных социал-демократических партий и групп, распущенных вместе с профсоюзами в 1940 г. В нее вошли социал-демократы всех оттенков – от крайне правых до левых социалистов, выступавших за единство с Коммунистической партией Японии. Руководящую роль играли в образовании СПЯ правые социалисты.

Политическое устройство Японии в трудах российских историков дореволюционного периода. Политический аспект начального периода эпохи Мэйдзи 1868-70 гг. Либеральная оппозиция в Японии. Преобразования 1880-х гг. Политическое развитие страны в 1889-1912 гг.


"В платформе новой социал-демократической партии изложены были следующие 8 принципов: 1) все люди - братья, независимо от расы и политических различий; 2) чтобы установить всеобщий мир, нужно прежде всего совершенно уничтожить всякие вооружения; 3) окончательная ликвидация классового общества; 4) обобществление земли и капитала, необходимых как средства производства; 5) обобществление путей сообщения и транспорта: железных дорог, судов и мостов; 6) равное распределение богатств; 7) политическое равноправие, равные политические права для всего населения; 8) все расходы по обучению для всеобщего равного обучения народа должно нести государствоЦит. по: Катаяма Сэн. К вопросу о зарождении и развитии марксизма в Японии. М., 1960. С. 11. ".

Судя по этому документу, даже перестаёт казаться удивительным, как быстро власти запретили партию. В стране развивался империализм, да и милитаризация шла полным ходом. Идеи о всеобщем разоружении и обобществлении собственности наверняка показались полиции неслыханно радикальными.

Хотя сам Катаяма Сэн писал, что никакого радикализма в их организации не было, тем более что партия выступала против насилия и революции, как средства достижения власти. Манифест партии подчёркивал: "Парламент - вот арена нашей деятельности в будущем; в тот день, когда наша партия добьётся большинства в парламенте, настанет время, когда мы осуществим свои планыЦит. по: Катаяма Сэн. К вопросу о зарождении и развитии марксизма в Японии. М., 1960. С. 12. ".

Правда ещё он писал (это его более поздние мысли), что Социал-демократическая партия по своей сути была мелкобуржуазной и не стояла на принципах марксизмаКатаяма Сэн. К вопросу о зарождении и развитии марксизма в Японии. М., 1960. С. 12. .

После роспуска партии в рядах социалистов начался разброд. Усиливаются позиции христианского социализма. В связи с относительной умеренностью социал-демократов, широкое распространение получают анархисты и анархо-синдикалисты из-за более радикальных методов ведения борьбыКоваленко И.И. Очерки истории коммунистического движения в Японии. М., 1979. С. 35. .

Однако сохраняется костяк партии, который несмотря на запрет, продолжает вести агитационно-пропагандискую деятельность. Создаётся Социалистическая ассоциация. Продолжается выпуск газеты "Рабочий мир" (в 1902 г. переименована в "Социализм"), которая была рупором социалистического движения, а так же играла просветительскую роль.

В это время Япония находилась в состоянии подготовки к русско-японской войне (1904-1905 гг.), в стране отовсюду шла антироссийская пропаганда. В газетах публиковались статьи с призывами начать проявлять активность на континенте, начать войну с Россией. В противовес этому Катаяма Сэн и Котоку Дэндзиро со своими соратниками устроили поездку по стране, проводя лекции и выступления по антивоенной тематикеИстория Японии / Под ред. А.Е. Жукова. М., 1998. Т. 2.С. 182. .

"Всюду, куда мы приезжали, нам удавалось создавать отделы Социалистической ассоциации. Гвоздём нашей антивоенной пропаганды был тезис, что это будет капиталистическая война, которая неизбежно принесёт дальнейшие страдания и нищету рабочим, как это было и во время японо-китайской войныЦит. по: Катаяма Сэн. К вопросу о зарождении и развитии марксизма в Японии. М., 1960. С. 15. ."

В ноябре 1903 г. было образовано "Общество простого народа" (Хэйминся). Это общество начало печатать газету "Хэйминсимбун", которая стало рупором антивоенной пропаганды. Даже в годы войны газета продолжала печататьсяИстория Японии / Под ред. А.Е. Жукова. М., 1998. Т. 2. С. 182. . Её тираж достигал 8 тысяч экземпляром, это очень серьёзный показатель, поэтому можно сказать, что интересовала эта тема очень многих.

После русско-японской войны происходит временная активизация рабочего движения. На этом фоне в среде социалистов назревает раскол на сторонников радикальных методов борьбы и умеренных.

В 1906 г. была создана Японская социалистическая партия (Нихонсякайто). Что бы вновь не оказаться под запретом в программу партии вносится пункт "о борьбе за социализм в рамках закона".

Однако раскол в среде социалистов усиливается. Котоку Дэндзиро теперь возглавляет крыло анархо-синдикалистов. Во многом благодаря ему на втором съезде партии пункт "о борьбе за социализм в рамках закона" исключается из программы. Спустя несколько дней после этого партия была вновь запрещена властямиТам же. С. 234. .

После этого происходит окончательный раскол социалистов. Радикальные сторонники Котоку Дэндзиро в 1907 г. в Осака начинают печатать газету "Осака хэйминсимбун". Умеренные вместе с КатаямаСэном основывают в следующем году свою газету "Сякайсимбун"Катаяма Сэн. К вопросу о зарождении и развитии марксизма в Японии. М., 1960. С. 23. .

В 1910 г. прошёл судебный процесс над анархистами. Котоку и его сторонники подвергается жестоким репрессиям, после чего лидера и нескольких его единомышленников приговорили к смерти, а остальных сослали на каторгуТам же. С. 23. .

В 1912 г. был осуждён и Катаяма, но вскоре он снова вышел на свободу. После некоторого времени он покинул Японию и уехал США.

Таким образом, рабочее движение в Японии в эру Мэйдзи так и не обрело своих вождей и идеологов. Организации социалистов состояли в основном из интеллигенции и мелкой буржуазии. Как только они начинали активную деятельность, пытаясь заручиться поддержкой рабочих, и возглавить их движения правительство применяло жёсткие репрессивные меры, которые отбрасывали социалистов обратно, не позволяя закрепиться на достигнутом. Поэтому, после последнего в эпоху Мэйдзи мощного подъёма рабочего движения после русско-японской войны к 1908 г. оно серьёзно ослабевает.

Итак, во второй половине эпохи Мэйдзи Япония уже не проводит таких кардинальных реформ, как в первой половине, ограничиваясь корректировкой и развитием старых преобразований. Постепенно страна интегрирует в себе всё то, что было в своё время заимствовано из внешнего мира. Таки институты, как конституция, парламент, кабинет министров уже в 90-е гг. XIXв. становятся неотъемлемой частью японской действительности, которые казалось бы были здесь уже давно.

На данном этапе власть всё ещё сохраняется в руках небольшой группы олигархов. Однако, такая структура постепенно изживает себя, уступая место партийным кабинетам и парламентским партиям.

Надо сказать, что на вторую половину эры Мэйдзи приходится завершение формирования японской нации. Консолидация вокруг монарха сделала своё дело, теперь каждый житель японских островов, прежде всего, считает себя подданным императора - японцем. Две крупные войны, которые Япония провела показали, что даже непримиримые политические враги в случае опасности угрожающей государству готовы забыть о своих интересах ради благи родины и славы императорского дома.

Однако ступив на путь империалистических войн и колониальной политики, в самой Японии развиваются типичные для таких государств социально-экономические проблемы, решать которые придётся уже приемникам Мэйдзи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политическое развитие Японии в эпоху Мэйдзи было обусловлено следующими факторами:

1. Внутренние факторы: кризис феодального общества и попытки его преодоления;

2. Внешние факторы: угроза нападения со стороны держав Запада, опасность возможного экономического закабаления.

Эти факторы определяют направление и ход реформ большей часть периода Мэйдзи.

Главной целью реформ было создание развитого государства, способной постоять за себя, как гласит один из лозунгов этого времени - "Богатая страна - сильная армия".

Реформы были направлены на все сферы жизни общества. Необходимо было модернизировать всё, даже человеческое сознание. Японцы понимали, что мощь западных армий не только в их вооружении. Суть проблемы гораздо глубже, и что бы в ней разобраться необходимо было с начало освоить западную науку.

В ходе преобразований в управлении был постепенный переход от традиционных органов к правительственным институтам европейского типа. Так же проходил процесс централизации власти и как следствии введение префектур в замен княжествам.

Важными были преобразования в символике императора, который из отстранённого, никем не видимого сакрального объекта превращается в зримого государя, который реально правит и подаёт пример подданным.Это был ещё одиншаг в деле конструирования единой японской идентичности.

Важным новшеством введённым в этот период был институт частной собственности, которого до этого по сути не было. Кроме того армия из самурайского ополчения перестраивается в призывные профессиональные вооружённые силы.

После революции 1868 г. основной политической силойстало правительство состоящее из представителей юго-западных княжеств. После кризиса 1873 г. этасила раскалывается и теперь, кроме основного центра, есть ещёпротивостоящие ему оппозиционные силы, самым влиятельным из которых стало "Движение за свободу и народные права".

В процессе формирования оппозиции можно выделить четыре этапа:

Формирование либеральной оппозиции и создание различных политических обществ;

Создание первых политических партий;

Создание первых парламентских политических партий и начало их влияния на правительство;

Полная интеграция политических партии в систему государственного управления.

Общей чертой всех политических сил была относительная умеренность взглядов её руководителей, что влияло на радикальность, но не революционность борьбы большей части движений. Это связано с патриархальным мышлением первого поколения либералов, воспитанных в духе конфуцианского верноподдоничества.

Ко второй половине периода Мэйдзи акцент реформ смещается в сторону активизации внешней политики. К этому времени формирование империи и единой нации переходит в завершающую фазу. Первичные реформы уже дали свои результаты, строительство нового государства было по сути завершено с принятием конституции в 1889 г. Обновлённое государство теперь желало опробовать свои силы, что оно и сделало на своих ближайших соседях.

Преобразования этого периода закладывают основу экономической и политической независимости Японии, однако в какой-то мере они же и толкают её на завоевание новых рынков и сырьевой базы для молодой, развивающейся промышленности за пределами своих границ.

В это время у власти уже находятся силы готовые лоббировать интересы крупного капитала.Это тоже своего рода показатель того что свою главную задачу реформы выполнили.Изжившую себя феодальную систему сменила капиталистическая, опасность внешнего вторжения или экономического закабаления страны, по сути,была исчерпана.

Можно сказать, что в ходе внутриполитических преобразований Японии удалось в кратчайшие сроки ликвидировать отставание от передовых держав и начать "говорит" с ними на равных, чего и добивалось правительство Мэйдзи. Поставленные цели были выполнены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I Источники

1. Тексты указов и изречений императора Мэйдзи // Японцы о Японии/ Под ред. Д.И.Шрейдейра.СПб.,1907.

2. Конституция Японии 1889 г. // Богданович Т. Очерки из прошлого и настоящего Японии. СПб., 1905.

3. Катаяма Сэн. К вопросу о зарождении и развитии марксизма в Японии. М., 1960.

II Литература

4. Бугаева Д.П. Японские публицисты конца XIX века.М., 1978.

5. Ванденберг Х. Историческое развитие Японии. От основания государства до Цусимского боя. СПб., 1905.

6. Дацышен В. Г. Новая история Японии.Красноярск, 2007.

7. Дейноров Э. История Японии. М., 2011.

8. Елисеев Д. История Японии. Между Китаем и Тихим океаном. СПб., 2009.

9. Ерёмин В.Н. История правовой системы Японии.М., 2010.

10. Зибольд А. Эпоха великих реформ в Японии СПб., 1905.

11. История государства и права зарубежных стран. / Под ред. О.А.Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М., 2003. Ч. 2.

12. История Японии / Под ред. А.Е. Жукова. М., 1998. Т. 2.

13. Коваленко И.И. Очерки истории коммунистического движения в Японии. М., 1979.

14. Ковальчук М.К. Правительственный кризис 1873 г.: внутриполитические и внешнеполитические причины // Ежегодник «Япония». М., 2002.

15. Кучма В.В. Государствоиправоновоговремени (ХVІІ-ХІХвв.). Волгоград, 2002.

16. Лещенко Н.Ф. Революция Мэйдзи в работах японских историков-марксистов. М., 1984.

17. Мак-Клейн Дж. Л. Япония. От сёгуната Токугавы- в XXI век. М., 2011.

18. Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония. М., 2009.

19. Мещеряков А. Н. Японский император и русский царь. Элементная база. М., 2004.

20. Михайлова Ю.Д. Общественно-политическая мысль Японии (60-80-е годы XIX в.). М., 1991.

21. Николаев А.А.Очерки по истории японского народа СПб., 1905.

22. Норман Г. Возникновение современного государства в Японии. Солдат и крестьянин в Японии. М., 1961.

23. Норман Г. Становление капиталистической Японии. Экономические и политические проблемы периода Мэйдзи. М., 1953.

24. Общий очерк наук права/ Под ред. ЯмамотоКэйити.Токио. 1972.

25. Очерки новой истории Японии (1640-1917) / Под ред. А.Л. Гальперина. М., 1958.

26. Позднеев Д. Япония. Географически-статистический очерк. Владивосток, 1906.

27. Совастеев В.В. Либерализм в Японии // Россия и АТР. М., 2004.

28. Совастеев В.В. Очерки истории Японии. От Токугава Иэясу до Хасимото Рютаро. Владивосток, 2008.

29. Совастеев В.В. Хиробуми Ито в интерьере японской истории // Япония сегодня. М., 2003.

30. Теймс Р. Япония: история страны. СПб., 2009.

31. Тояма Сигэки. Мэйдзи Исин (Крушение феодализма в Японии). М., 1959.

32. Файнберг Э.Я. Внутреннее и международное положение Японии в середине XIX века. М., 1954.

33. Хани Горо. Японская империя. История страны самураев. М., 2014.

34. Хани Горо. История японского народа. М., 1957.

35. Хаттори Корэфус. Очерки по истории рабочего движения в Японии. М., 1955.

36. Япония: опыт модернизации / Под ред. Э.В. Молодякова. М., 2011.

Подобные документы

    Реставрация Мэйдзи и роль самураев в восстановлении власти императора. Реформы периода Мэйдзи-исин и их влияние на положение самураев. Восстание Сайго Такамори. Самураи в условиях нового строя Японии. Роль самураев в деятельности вооруженных сил Японии.

    дипломная работа , добавлен 05.08.2011

    История установления и усиления власти токугавского сегуната. Ознакомление с историей Японии в период правления этой династии. Выделение причин ослабления власти Токугава. Рассмотрение предусловий и хода восстания 1868 г., известной как революция Мэйдзи.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2010

    Предпосылки складывания государства в Японии. Становление династии Токугава, политическое господство. Общественный строй Японии к началу XYII века. Кризис сёгуната, гражданская война, революция Мэйдзи. Начало иностранного проникновения в страну.

    дипломная работа , добавлен 20.10.2010

    Предпосылки и ход революции Мэйдзи. Власть императора и сегуна. Правительство «сансёку».Возникновение первой буржуазной политической партии в Японии "дзиюто". Реформа поземельного налога и выдача удостоверений о праве собственности на землю (тикэн).

    курсовая работа , добавлен 10.06.2008

    Оценка степени влияния экономического кризиса на дальнейшее социально-политическое развитие Японии. Развитие рабочего движения и создание коммунистической партии. Токийское землетрясение. Закон о всеобщем избирательном праве. Правительство Гиити Танака.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2014

    Япония в период раздробленности и гражданских войн. Хозяйственный и социальный строй городов. Рост антитокугавской оппозиции. Внутренняя борьба в Японии. Буржуазные реформы Мэйдзи. Возникновение первых политических партий. Конституция 1889 года.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2011

    Политическая обстановка в Японии после 1868 года. Движение за свободу и народные права. Агрессивная внутренняя и внешняя политика правящих классов. Причины и последствия Японо-китайской войны 1894-1895 гг. Япония в период перед Первой мировой войной.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2011

    Социально-экономическое развитие Японии в последней трети XIX – начале XX вв., влияние на него кризиса феодализма. Значение реформ и преобразований, проводимых правительством в данную эпоху. Направления внешней политики Японии, её цели и задачи.

    курсовая работа , добавлен 03.10.2012

    Анализ общественно-политической мысли Японии второй половины XIX в. Причины ослабления власти Токугава. Прибытие американцев в Японию, "открытие" страны. Появление революционных идей. Политические деятели времён Бакумацу. Народные воинские формирования.

    дипломная работа , добавлен 27.03.2015

    Особенности воспитания самураев, их условия жизни и отношения с окружающими. Тенденции развития сословия самураев в Японии. Внешний вид и сексуальные нравы японских воинов. Роль самурайства в период от междоусобных феодальных войн до реформ Мэйдзи.

Начало политической модернизации начинается именно с события 1868 года, известного как реставрация Мэйдзи. Начиная с того момента, уже сформировывается та структура, с которой Япония вступила в 20 век. Они открыли путь капиталистического развития и ускоренной модернизации, радикально изменили облик общества и определили дальнейшие направления развития страны. Можно сказать, что основы процветания Японии в современном мире были заложены свержением режима сегуната (военное правление) и последующими реформами, осуществленными новой властью.

Духовным орудием новой власти стал государственный синто, во многом способствовавший становлению империалистической Японии. В отличие от народного, в нем был очень силен идеологический аспект - почитание императора. Возрождение синто преследовало не только сугубо религиозные цели, но и политические. Основанный на территориальном принципе адептов синто содействовал реализации политических целей по сплочению нации и укреплению государственности на основе религиозного сознания .

Важной позитивной мерой по изменению государственного устройства явилось принятие 3 ноября 1946 года новой конституции, вступившей в силу 3 мая 1947 года. Она послужила фундаментом политико-правовых реформ послевоенных лет и морально-юридической основой существования японского государства на протяжении более полувека. Эта конституция не претерпела изменения и по сегодняшний день. Был подготовлен комитетом Мацумото. Из всех политических реформ, закрепленных в конституции 1947 года, наибольшее, если не собственно политические, то моральные и духовные последствия имели положения ее первой главы - "Император". Поскольку отстранение императора от власти и уничтожение императорской системы не встретили бы поддержки ни у политической элиты, ни у народных масс, институт императора был сохранен, но конституция официально лишила его какой бы то ни было политической власти. Более того, законодательное отделение религии от государства дополнительно лишало его государственной власти в духовной сфере, хотя император формально оставался первосвященником синто .

Статус императора в новой конституции породил различные точки зрения на форму правления в стране при отсутствии ее определения в тексте. Наиболее распространено суждение о том, что современная Япония есть парламентская монархия, поскольку имеется наследственный монарх, а создание и функционирование правительства обусловлено доверием палаты представителей парламента. Существует также мнение, что в Японии по сути уже нет монархии и что это - республика с монархическими атрибутами, имеющими лишь формальное значение .

Нельзя также забывать отличительную черту данной конституции - 9 статья. Данная статья гласит, что японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Это наиболее значимая часть конституции, которая поистине представляет собой законодательное новшество мирового значения и потому привлекает всеобщее внимание как в Японии, так и за рубежом. Однако история умалчивает чьей же действительно идеи это было, Макартни или же самим Сидэхарой.

Япония, как показывает история и подтверждает ментальность народа, всегда стремилась к совершенству. Наилучшим вариантом дальнейшей разработки страны заключалась в капитализме. Именно со времен принятия конституции, страна восходящего солнца стала приверженцем и придатком США. Сотрудничество, что изначально не было равноправным, привело к сегодняшнему нарастающему успеху. Тот агрессивный характер, что проявляло США, заставил Японию встать на путь скорейшей модернизации.

Те послевоенные системные реформы проводились в условиях оккупации страны. Именно эти условия сыграли позитивную роль в подготовке и проведении поистине революционных для Японии преобразований. Цель США имела жесткий натиск - демилитаризация и демократизация. Но за этой глобальной стратегической целью, безусловно, стояло стремление уничтожить конкурента. Однако эти жесткие действия оккупационных властей, которые могли позволить так безжалостно себя вести, обеспечили радикализм реформ и проведение их в сжатые сроки. Любая оккупация не может быть абсолютным благом, и не всегда цели достигаются демократическими методами, однако все же, это помогло добиться некой политической стабилизации. Для Японии подобный шаг, который предполагает зависимость от США, является наилучшим. Иначе другие варианты развития страны не привели бы к экономическому прогрессу после столь масштабной войны. Ведь никто бы не пошел с ними на контакт, а политическая элита привела бы лишь к авторитарному режиму, что в конечном счете характеризует все это как крах.

Правительство, представляющее политическую элиту, естественно, и само было бы вынуждено резко изменить политический и экономический курс ради сохранения своей власти. Но в условиях прежнего государственного строя оно никогда не сумело бы совершить столь радикальный поворот. В ходе преобразований осуществлялись разделение функций между оккупационными властями и японским правительством. Первые определяли содержание реформ, вторые проводили их в жизнь. Поэтому у населения не возникало чувства неприятия реформ как чего-то чужеродного, и это в значительной мере содействовало успеху их осуществления. Такое восприятие кардинальных перемен в обществе во многом шло в русле японской традиции - доминирование общественных интересов над личными и беспрекословного принятия решений государственной власти .

Послевоенным реформам были присуще комплексность и сжатые сроки проведения. Практически все основные преобразования были успешно реализованы за пять неполных лет, а новый тип землевладения был создан всего за два года. Стабилизировалась экономическая сторона. Все реформы были радикальными, имели антимонопольную, антиавторитарную, демократическую направленность. Они стали поворотным пунктом в истории страны и, несомненно, стоят в одном ряду с мэйдзийскими. Как и в то время, они явились результатом целенаправленной деятельности правящих кругов.

Реформы касались всего, в первую очередь, экономического плана. Сельское хозяйство, промышленность, политическую структуру, образование и т.д. Все части Японии были затронуты рукой США.

В политической структуре во главе была Демократическо-Либеральная партия, созданная еще в марте 1948 года на базе Либеральной партии и группы Сидэхара из Демократической партии. Есида стал лидером этой партии. Можно сказать, что на выборах в январе 1949 года тотальную победу в своих масштабах одержали консерваторы и коммунисты. В своем заявлении в связи с формированием правительства Есида подчеркнул, что он будет "твердо и честно проводить в жизнь девять принципов экономической стабилизации и в то же время давать решительный отпор деятельности Коммунистической партии Японии". Он признавал преимущество западного демократического устройства, но не стремился слепо копировать его. Как прагматик Есида предпочитал определять политический курс страны в контексте складывающейся международной ситуации, максимально используя ее в интересах Японии. В условиях обострявшейся советско-американской конфронтации Есида полностью встал на сторону США, рассчитывая использовать выгоды от тесного с ними сотрудничества для экономического возрождения страны - дела всей своей жизни .

Помимо развития стабильности во внутренней политике, стала проявляться активность во внешней политике. Япония начала стремиться к сотрудничеству с иными государствами. В первую очередь, Япония хотела заявить себя как мирный игрок на мировой арене. Во-вторых, находиться в процессе глобализации и интеграции. В-третьих, экономический аспект. Но все усилия Японии полностью обсуждались с США. Тому свидетельство Сан-Францисская система договоров.

Период оккупации США подходит к концу, также наблюдается напряженность в самой структуре. Однако первостепенные цели Японии, что являются экономическая и политическая стабильность и их развитие, остаются всегда. Следующие 20 лет, начиная с 1955 по 1973 года, характеризуются как период высоких темпов экономического роста.

В целом экономическое положение постоянно улучшалось. В основе этого процесса лежала высокая норма накопления капитала (отношение суммы инвестиций в основной капитал к валовому национальному продукту ВНП): в 1951 -1955 года она составляла 20%, в 1956-1960 года - 26%. Политика кабинетов Хатояма (1954 - 1956), в котором министром внешней торговли и промышленности был Исибаси Тандзан - поборник экономической экспансии Японии, а министерство финансов возглавил президент Банка Японии Итимата Наото, прозванный "отцом" финансового мира страны, была направлена на ослабление зависимости от США, на восстановление экономических позиций, прежде всего в странах Азии .

Особый упор в повышении экономики делался на промышленность. Огромное внимание уделялось также сельскому хозяйству. Все нюансы экономического развития требовали инвестирования. И во многом здесь сыграло само государство, путем инвестиций. Сыграл роль также Закон о форсировании рационализации. Она предусматривала повышение эффективности производства и технического уровня промышленных компаний путем инвестиций в модернизацию оборудования, импорта современных техники и технологий, улучшение качества используемого сырья и материалов, осуществление модернизации всей системы управления, в том числе усовершенствование кадровой политики, системы оплаты труда, контроля за качеством продукции, а также реорганизацию межфирменных отношений .

В плане экономической стороны Япония предпринимала всевозможные усилия, во всех аспектах. Повышалось производительность, занятость населения, качество и количество необходимой продукции. Все инвестировалось государством. Учитывался государственный капитал. Работал с целью достижения максимального КПД внутренний и внешний рынок труда. Необходимо отметить экономическое сотрудничество с США для опыта, на основе "человеческих отношений". Экономические основы были заложены в эпоху Есида. Именно тогда Япония дала о себе знать. Экономический прогресс также оправдывается репарациями, основанные на Сан-Франциском договоре. Внешняя политика также функционировала по полной, благодаря экономической дипломатии. Однако хоть и наблюдался огромный прогресс Японии, она все же отставала по многим показателям Запада.

Значительной вехой на пути превращения Японии в экономическую супердержаву стал "План удвоения национального дохода", известный в истории страны также как "План Икэда". Его основные цели - максимизация экономического роста, повышения уровня жизни народа, полная занятость - отражали стратегию страны. Он был рассчитан на 10 лет (1961 - 1970гг.). За это время уровень должен был удвоиться .

Именно в этот период объем промышленного производства вырос на 270%, в то время как в других развитых странах в лучшем случае на 80%. Уже в 1968 году Япония перегнала по этому показателю все другие страны, кроме США, а в начале 1970-х годов и по объему ВНП, став второй экономической державой капиталистического мира. Таким образом, экономическое развитие страны по так называемой "догоняющей модели" было успешно завершено .

Параллельно с экономическими достижениями также происходят изменения в политическом плане, а именно в ее структурах. Наблюдается напряженность, соперничество за власть, а также соперничество за продвижение своего политического курса. Ведь каждый курс предполагает свои идеи и выгоды.

Но в любом случае, какова бы не была та или иная обстановка в стране, во главе политической арены была ЛДП. Их позиции особенно укреплялись, особенно учитывая экономический взлет. Ведь предпринимаемая ими политика приводила экономику к положительной черте.

Не легкая обстановка также заметна и во внешней политике. Потепление в отношениях с Советским Союзом, развитие американских и азиатских направлений во внешней политике. Но нужно учесть одну вещь, именно в третьей четверти двадцатого века, раскрытию полной внешней политики мешает именно США.

Однако Япония полноценно осознавала, что для полного укрепления экономической и политической стабильности, нужно устанавливать отношения с миров вовне. Основной игрок-партнер Японии оставалась всегда Америка, благодаря ей открывались иные контакты. Но это была одна сторона одной монеты, ведь другая предполагала ограничение. И все же, Япония, державшись крайне аккуратно с США устанавливала успешное экономическое сотрудничество. Став к началу 1970-х годов второй промышленной державой капиталистического мира, Япония, как уже говорилось, начала задумываться о большей самостоятельности в сфере внешней политики. Отношения с КНР играли немаловажную роль в продвижении к этой цели. Но главной причиной, которая стимулировала изменение политики США и Японии в отношении КНР, состояла в том, что в это время ввиду последовательного противостояния Пекина Москве "китайская угроза" более не воспринималась как составная часть общей коммунистической угрозы .

Нормализация японо-китайских отношений предшествовали длительные переговоры на неофициальном уровне. С середины 1950-х годов установились довольно регулярные контакты между деловыми и политическими кругами Японии и китайским руководством.

Заняв пост, после ухода Сато, Танака, налаживал отношения с КНР. Проходила нормализация во время его власти. Нормализация отношений между Японией и КНР была осуществлена на основе взаимных уступок и позволила каждой из держав добиться полного или частичного достижения некоторых своих целей. Она открыла путь для известного сближения, но отнюдь не сняла все разногласия и противоречия в области экономических и политических связей .

1974-1975 года развитые страны были охвачены экономическим кризисом. Япония не была исключением, более того, именно в этой стране он был наиболее глубоким и продолжительным. Наблюдался спад всего производства. Специфика этого кризиса заключалась в циклических факторах, переплетенных со структурными, происходившими как внутри страны, так и в мировой экономике в связи с обострением энергетической и сырьевой проблем. Толчок кризиса - повышение цен. Так как Япония зависела от импорта, удар для нее был более ощутим нежели для иных государств .

После кризиса, Япония начала проводить ряд мероприятий и программ в экономической сфере, для снижения уровня ущерба, причиненному кризисом. Приводились иные методы решения проблем, в сфере промышленности и энергетики. Такие программы как "Саншайн" 1974 год. Предусматривала использование альтернативных нефти источников энергии - солнца, геотермальных вод, водорода, ветра, приливов, океанских течений. В 1978 году программа "Мунлайт". Нацелена на разработку новых технологий выработку энергии из топлива, систем батарей для хранения электроэнергии, современных газовых турбин. Усилился контроль на использованием электроэнергии .

Однако решения задач в области энергетики и промышленности не решало проблем уровня экономики. Существовали также иные проблемные зоны в других областях. Правительство предпринимало все меры для стабилизации экономического уровня.

Перестройка экономики была неразрывно связана с развитием научно-технического прогресса, в частности с внедрением микроэлектроники. Все большее значение приобретали собственные исследования, росла их финансовая, материальная и кадровая база. По величине расходов, в сфере НТП и новых оборудований, Япония в конце 1970-х годов вы, но к началу 1980-х она обошла Западную Европу и быстрыми темпами начала сокращать разрыв с США.

Все экономические успехи зависят от проводимой политики. Соответственно, к тому времени, на протяжении почти двадцати лет после создания "структуры 1955 г." соотношение правящей партии и оппозиции отражало реальную картину общества. Как уже говорилось, ЛДП представляла общенациональные интересы, а оппозиционные партии - отдельных, сравнительно небольших групп населения. Некоторые политические обозреватели сравнивали правящую партию с универмагом, который может предложить покупателям товары на любой вкус, а известный американский японовед Д. Окимото, назвав ее "большой коалицией". ЛДП вполне успешно вела борьбу за сохранение в своих руках парламентского большинства и утверждение на господствующих позициях в местных выборных органах власти. Этому во многом содействовали мощная поддержка: финансовая - крупного бизнеса, пропагандистская - многих СМИ, религиозных и массовых общественных организаций консервативной ориентации, острое соперничество и, как следствие, разобщенность оппозиции, а также особенности избирательной системы. Все это гласит о большом влиянии и устойчивом фундаменте ЛДП. Оправдывается временем, 20 лет во главе руководства. Также заверила народ своей активностью и успешными действиями. Чувствуется существенное единство и объединение. Важный фактор нужна также учитывать, что играет на интересах всего населения, а не на отдельные ее участки. Ну и соответственно, как уже было сказано ранее, крупная поддержка. Но это состояние ЛДП в целом .

Однако с середины 1970-х годов положение ЛДП, а именно в ее внутренних структурах, не было обнадеживающим и было крайне печальным. Наблюдался высокий уровень соперничества и борьбы за власть. Однако в основном, кто бы не находился на посту, теневым главой оставался Танака. Его суперфракция имела огромное влияние. На посту, в большинстве случаев находились его люди. Так продолжалось вплоть до середины 1980-х годов.

Прежние сторонники воспользовались тем, что в начале февраля 1985 года в результате инсульта Танака был парализован и не мог принимать участие в политической жизни. Лидером в суперфракции стал Такэсита, и она по-прежнему оказывала большое влияние на внутрипартийную жизнь. В это время, параллельно преобладал кабинет Накасоне, его пребывание и проводимая им политика способствовала развитию и процветанию страны. Он был сильной личностью, и также приходилось бороться за власть во главе .

В плане внешнего вектора, то он был направлен на развитии своего места в сфере глобализации. Первостепенной целью являлось экономическое сотрудничество. Но давалось Японии это с тяжелым трудом. С Европой у Японии были особые осложнения. Так как Европа перекрывала кислород Японии, в частности в экономике. Все это делалось с определенной целью.

Напомним еще раз, что в Япония - монархическая страна. Подходя к 1990-м годам, нужно взять во внимание одно крупное событие. 7 января 1989 года 87 - летний император Хирохито покинул свет и закончилась эпоха Сева. Стоит отметить, эпоха Сева самая длительная в истории страны - 62 года. Далее трон занял наследный принц Акихито. Он стал 125-м императором Японии. Японская династия Ямато не только старейшая из существующих в мире, но и самая древняя из всех известных, поскольку она опирается на сакральную генеалогию и национальную религию синто. Была провозглашена новая эра - эра Хэйсэй, что в переводе "установление мира" .

Охватывая период времени, начиная с середины 1980-ых и до конца 1990-ых, то стоит отметить, что это десятилетие является наисложнейшим для Японии, именно с экономической точки зрения. Так сказать, десятилетие экономической депрессии. Переломным моментом для всей японской экономики стал крах "мыльного пузыря" - специфического механизма экономического роста на основе повышения цен на акции и землю. Создание "мыльного пузыря" во второй половине 1980-х годов было проявлением таких фундаментальных слабостей экономики, как недостаток внутреннего спроса и избыточный приток денежных средств за счет гипертрофированной ориентации на экспорт и высокого уровня личных сбережений населения .

На протяжений 1990-х годов наблюдалась два спада конъюнктуры - в 1992-1993 годы с замедлением темпа производства и в 1997-1998 года с абсолютным падением обоих показателей. Динамика ВВП в первый период поддерживалась временным снижением налогов, увеличением расходов на общественные работы и экспортом, а во втором - только экспортом. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 1990-1999 года держались на уровне 1,9%. В 2000 года они составили 1,5%. Предпринимательская структура, методы управления трудом система государственного урегулирования, сложившиеся в предыдущие периоды, весьма эффективно действовали, когда Япония развивалась по так называемой "догоняющей модели", когда есть уже готовые схемы других промышленно развитых стран, имеются в наличии продвинутые технологии, когда можно заимствовать доказавшие свою эффективность экономические институты. Все это осуществлялось при активном участии государства в социально-экономическом прогрессе: правительство определяло приоритеты, разрабатывало программы, формулировало концепцию развития и, что особенно важно, успешно претворяло все это в жизнь. В то же время сосредоточение усилий на развитии экспортно-ориентированных отраслей при сохранении протекционистской политики на внутреннем рынке, т.е. преднамеренное ограничение конкуренции, привело к снижению общего уровня производительности, углубило отраслевые диспропорции, вызвало разрыв между ценами внутреннего и мирового рынка. Таким образом, то, что в свое время было двигателем ускоренного развития, теперь, в условиях зрелой экономики и интернационализации всей хозяйственной жизни, стало тормозом. Это система уже не могла обеспечить эффективное распределение капитала, труда, земли, и технологий, поскольку в развитой стране и открытой экономике правительство уже не знает и не может знать всех нужных направлений развития хозяйства в целом. И страна медленно, но верно должна была менять приоритеты: от преобладания государственного контроля к большему значению свободного рынка. К чему как раз-таки она шла и стремилась .

Несмотря на тяжелый период, Япония держалась в мировой экономике в верхах. Многие ее показатели являлись высокими и опережала многие развитые страны. Страна, вторая в экономическом плане, шла вперед и развивалась, одновременно стараясь погасить свои проблемы, учитывая большое их количество. Это стагнация практически не сказалась на уровне и качестве жизни населения.

Возвращаясь снова к политической жизни государства, то, пожалуй, ни один период послевоенной истории Японии не был так насыщен серьезными переменами во внутриполитической жизни, как в 1990-е годы. События этих лет имели столь неожиданный поворот и казались такими радикальными, что создалось впечатление, будто понятие "кризис власти" отражает их сущность. Однако у власти по-прежнему осталась консервативно ориентированная политическая элита, принявшая обладающую специфическими чертами демократию и содействовавшая укоренению ее в стране. Поддержка Либерально-демократической партии основной массой населения способствовала обеспечению стабильности в обществе, а неизменные "симпатии" бизнеса - политическое доминирование. Именно ЛДП всегда выступала гарантом действенности законодательной системы и относительной согласованности в отношениях между парламентом, партиями, бюрократией. Несмотря на единоличное правление ЛДП, японское общество выглядело ц целом плюралистическим, поскольку в нем свободно действовали различные политические партии и объединения. Однако в стране не сложилась и, все еще не появилась оппозиция, равновеликая ЛДП .

Однако в 1990-е годы, наблюдалась сильная напряженность в ЛДП. В этот кризисный момент многие пытались стать во главе. Вследствие этого, впервые в истории, преимущество и лидерство заняли оппозиционные партии. Однако ЛДП своих позиций так такого не теряла. Накануне выборов в палату представителей в 1996 году на политической арене появилась Демократическая партия Японии (ДПЯ). Инициаторами ее создания стали братья Хатояма, Кунио и Юкио. Сенсацией это не стало, так что нечто подобное ожидалось давно. Однако именно ей, скромной партией, чьи цели были изначально ориентированы на благо народа, кто не стремился к крупной власти, суждено было в 2009 году заместить ЛДП, разгромив его сокрушающим политическим ударом .

Во второй половине 1990-х годов наиболее заметные изменения в политической структуре происходили на стороне оппозиции. Наиболее лучших результатов достигла ДПЯ. В 1998 году совместно с несколькими новыми партиями создала так называемую новую, или обновленную, Демократическую партию Японии. Она стала самой большой оппозиционной силой в стране. В ДПЯ одним из сложнейших вопросов всегда было определение ее характера. Подводя итог 1990-м годам, то следует отметить, что ЛДП достаточно устойчиво держала свои позиции, несмотря на кризисные периоды. Однако она ослабла, и тому свидетельство двадцать первый век, конец первого десятилетия. Неожиданным в политической истории Японии стало поражение ЛДП на парламентских выборах 30 августа 2009 года. Одержала победу ДПЯ. 16 сентября парламент Японии избрал лидера демократов Юкио Хатояма премьер-министром Японии. ЛДП, которое сформировалось еще в 1955 году, функционировало половина века, которая срослась с государственным аппаратом, потерпела поражение. Данное политическое событие потрясло политическую систему Японии. Впервые произошла политическая рокировка: ДПЯ заменила ЛДП. Однако в 2012 ЛДП вернула свои позиции. На данный момент пост премьер министра занимает Синдзо Абе, который также является председателем ЛДП.

В данном разделе дипломной работы было осуществлено описание исторического развития политической системы Японии. Описание начинается с момента формирования фундамента 1955 года, далее следуют изменения и динамика развития политической системы. Освещено становление современной политической системы данного государства.

а) Эволюция парламентской монархии

Японский парламент – коккай – в целом остался неизменным в своих организационных основах. В связи с общим снижением общественного веса дворцовой аристократии, старых сословий стало сокращаться и их влияние на парламентские институты. В 1925 г. была осуществлена реформа верхней Палаты пэров . Согласно новым порядкам теперь в ее составе количество назначенных (по инициативе правительства или двора) пэров могло и превышать число наследственных; вырос и численный состав Палаты; к началу 1930-х гг. в ней было 396 мест, в т. ч. около 190 назначенных. Палата представителей (нижняя) также численно возросла – до 500 депутатов. Изменились и принципы ее формирования. Реформы избирательного права 1919 и 1925 гг. были направлены к практическому установлению всеобщего мужского избирательного права. Согласно закону 1925 г. правом выбирать обладали лица старше 25 лет (в отношении пассивного права ценз повышался до 30 лет) при соблюдении ценза оседлости в 1 год. Все ранее существенные имущественные ограничения были сняты. По-прежнему не допускались к участию в выборах лица без определенного места жительства и живущие на социальные пособия. Существенным препятствием для участия в выборах осталось и требование о внесении за кандидата избирательного залога (около 2 тыс. иен), который терялся при неудаче на выборах. При всем том закон значительно увеличил общее количество избирателей, могущих влиять на формирование парламента – до 12,5 млн. чел.

Политические партии в Японии оставались преимущественно парламентскими и узкоправительственными, они создавались на непродолжительный срок и легко трансформировались одна в другую. Частым явлением был переход из одной партии в другие по политическим мотивам. В партийно-парламентской жизни большую роль играли боссы, чем даже количество поддерживающих партии избирателей или чиновников. И сами партии в значительной степени воспроизводили клановые полуфеодальные группировки, сложившиеся во второй половине XIX в. и тесно связанные с соответствующими финансово-промышленными объединениями (Мицубиси, Мицуи, Сумитомо и др.).

Парламентско-правительственные партии, стоявшие у истоков японского парламентаризма – дзиюто, кайсинто и др.– просуществовали только до конца XIX в. Новая система партий сложилась на рубеже XIX – XX в. Всесторонняя политическая поддержка трона и императорской власти составляла программу партий тайсейкай (1890) и тейкокуто (1894), причем последняя вобрала в себя и прежние националистически ориентированные движения. Наиболее очевидными преемниками либерально-правительственного курса, включавшего возможность ответственного перед парламентом правительства, стали партии шимпото (прогрессивного пути) и, затем, кенсинто (1898) во главе с прежним лидером Окумой. Некоторое время эти две партии, объединившись, включали до трети депутатов Палаты представителей. Для упрочения своего единства партии сформировали подобие постоянного организационного комитета, который, однако, не вел никакой предвыборной работы. В отличие от Запада, в Японии того периода партии возникали и оживали, как правило, после новых выборов в парламент, порой полностью прекращая свое существование с проигранными теми или другими депутатами выборами (либоих переходом под «знамена» другой партии). Наиболее устойчивой политической силой начала XX в. была партия, возглавлявшаяся премьером Танакой – сеиюкай (1900). Она объединила сторонников укрепления национального государства, активного внешнеполитического курса как в правительстве, так и в парламенте. Сейюкай доминировал в государственных верхах до 1915 г. Более или менее устойчивые партии сложились только в конце 1920-х гг. Основными политическими силами последующих лет партии какусинто («реформ») и минсейто (демократическая), образовавшиеся почти одновременно в 1927 г. в преддверии парламентских выборов. Последующее десятилетие главенство в парламенте в основном принадлежало партии минсейто, тесно связанной с кланом и концерном Мицубиси. Деятельность партий охватывала, однако, только нижнюю палату и правительство (которое с 1919 г. формировалось в значительной степени по партийной принадлежности депутатов). В Палате пэров существовали свои объединения-партии (Общество взаимных достижений, Партия справедливости), которые только взаимодействовали с основными правительственными группировками сейюкай и минсейто.



Партии 1920–1930-х гг. располагали уже некоторой организационной структурой. Во главе партии стоял председатель, которого выбирал на 7 лет старейший член самой партии. Кроме этого были управляющий, исполнительный комитет, секретари, выбиравшиеся таким же образом на 1 год. Партии стали формировать комитеты в префектурах и тем самым связывали свою деятельность уже не только с общегосударственными, но и местными выборами.

Развитие рабочего, социалистического движения в 1920-е гг., особенно под влиянием революции в Китае, привело к возникновению целого ряда демократических и социалистических объединений. В 1922 г., во многом благодаря инициативе Коминтерна, сформировалась Коммунистическая партия Японии марксистского направления, вскоре однако самораспустившаяся (1924) под давлением правительственных репрессий. К концу 1926 г. существовали еще три легальные партии, представлявшие главным образом интересы трудящихся и социал-демократические программы. Наиболее крупной и влиятельной из них была Номин Родото (Рабоче-крестьянский союз), главной опорой которой стало профсоюзное движение. Деятельность левых партий, была значительно затруднена правительственной политикой и запретительным законодательством. Особым Законом о сохранении общественного мира (1925) под угрозой значительных сроков тюремного заключения было запрещено организовывать движения и общества, ставившие своей целью изменение конституции, ликвидацию частной собственности; налагались запреты даже на вообще обсуждение таких целей. Императорский указ 1928 г. усилил наказание за такие антиконституционные действия – до смертной казни. Под предлогом охраны общественного мира деятельность большинства левых партий в последующие годы была запрещена, наиболее крупная – родото – распущена. Десятки тысяч бывших членов этих партий подверглись репрессиям на основании чрезвычайного законодательства. Антидемократический курс в особенности усилился с возобладанием в правительственных верхах группировки премьера Танаки (с 1927 г.). Деятельность государства была подчинена новой доктрине «активного противодействия США» в Азии и на Тихом океане. Япония повела политику на расширение своей колониальной империи.

Японская колониальная империя начала складываться еще в конце XIX в. Наиболее крупными ее частями были о-в Формоза (Тайвань) с 1895 г., Южный Сахалин (после 1905 г.) и Корея, полностью потерявшая самостоятельность с 1910 г. Колониальными владениями управляли японские генерал-губернаторы, назначавшиеся премьер-министром. Губернатору практически принадлежала вся полнота власти в его владениях. Рядом с ним существовали, как правило, центральные административные советы (в Корее – из 70 членов, назначаемых премьером по представлению губернатора), однако значение советов было невелико.

В 1931 г. Япония оккупировала Северо-восточный Китай, где под ее патронатом было образовано политически несамостоятельное государство Манчжоу-Го. Завоевательная политика была распространена на другие тихоокеанские государства. С 1937 г. началась открытая агрессия Японии в Китае, в итоге втянувшая страну во Вторую мировую войну.

б) Милитаризация политической системы

В политических условиях нарастания военной активности государства, репрессий в отношении демократического движения закономерно стали оформляться общественные движения, целью которых было дальнейшее усиление имперской политики, переход к военно-диктаторским методам осуществления власти. Такие движения охватили даже мелкобуржуазные слои, в которых распространило влияние Общество имперского пути – Дзиммукай (1932). Общество провозгласило поддержку имперской политики для продвижения с ее помощью страны к новому, «народному государству», в котором бы императорская власть и армия заняли более достойное их роли в истории место.

Особую роль в распространении милитаристских идей и перенесении их в реальную политику сыграло Общество «молодых офицеров». Под его влиянием в стране произошли попытки военных переворотов в 1932 и 1936 гг., которые были быстро подавлены, но которые в том числе привели к полному разрыву парламентской и правительственной деятельности. С 1932 г. в Японии формировались т. н. «надпартийные» кабинеты. Возглавляли их военные, а члены партий минсейто и сейюкай (входившие в правительство) практически были лишены какого-либо веса.

Правительство премьера Каноэ, пришедшее к власти благодаря влиянию двора и военных в июле 1940 г., в условиях вовлечения страны в войну на Тихом океане инициировало практическое установление в государстве военно-полицейского режима. Основами этого режима должны были стать провозглашенные «новая политическая структура» и «новая экономическая структура». На деле формирование этих «структур» означало деформации конституционного строя и ликвидацию основ парламентаризма.

«Новая политическая структура» означала организационное подчинение правительству политических и общественных движений в стране. Были распущены основные правительственные партии – минсейто и сейюкай, деятельность других существенно сократилась. Приостановлена работа основных общественных организаций, в т. ч. Японской федерации труда (Содомэй). На место всех партий и общественных организаций указом создавалась «Ассоциация помощи трону» (1940). Ассоциация состояла на полном государственном обеспечении, возглавлял ее премьер-министр, идейные основы деятельности определялись императорским двором и Генеральным штабом. Большинство чиновников и сановниковизсамораспустившихся партий вошли в Ассоциацию. В префектурах, городах и уездах были образованы местные отделения Ассоциации, во главе которых стояли чиновники, назначенные премьером. Низовой ячейкой Ассоциации была сделана соседская община. Каждые 30-40 общин дополнительно соединились в объединение улицы, поселка и т. д. За такими объединениями и комитетами было признано право саморегулирования снабжения населения, обеспечения продовольствием, контроля за соблюдением карточной системы. Члены низовых объединений кроме всего были опутаны взаимными полицейским контролем и слежкой.

«Новая экономическая структура» в такойже степени отражала стремление к государственному тоталитаризму. На протяжении 1930-х гг. в Японии были приняты несколько законов, установивших повышенную (применительно к условиям капиталистической экономики) степень государственного регулирования хозяйства. Закон о картелях (1931) предусматривал обязательное квотирование производства и распределение этих квот между фирмами при посредничестве государственной администрации. На основании Закона о государственном тресте (1933) производство чугуна и стали в стране вообще было объявлено государственной монополией, вторично переданной в руки крупнейших финансово-экономических домов, связанных со старыми сословно-правительственными кланами (дзайбацу). Законами о стимулировании хозяйства (1938) контроль за основными видами коммуникаций в стране, финансами, торговлей был непосредственно передан правительственным структурам.

В соответствии с принципами «новой экономической структуры» почти в каждой значимой области хозяйства создавались «контрольные ассоциации». Во главе такой ассоциации соответствующее министерство ставило президента (как правило, из числа виднейших дзайбацу отрасли). Под его руководством принудительно объединялись все предприятия отрасли, района или города для целей выполнения государственных заказов, распределения ресурсов, а в конечном счете – реальной монополизации производства.

Соответственно требованиям новой «структуры» были перестроены и трудовые отношения. Вместо профсоюзных объединений создавалось полугосударственное «Общество служения отечеству через производство». Все трудящиеся на предприятиях, охваченных структурой. были обязаны войти в новое Общество. Во главе его местных отделений стояли губернаторы и префекты, начальники полиции. Тем самым контроль за выполнением трудовых норм, служебной дисциплиной, и т. п. приобрел вполне реальные очертания полицейского принудительного надзора, предполагавшего практически лишение основных прав и свобод. Хотя положительное значение нового метода регулирования социально-хозяйственных отношений также сказалось на снижении числа трудовых конфликтов, введении более высокого уровня социальной обеспеченности рабочих и служащих под контролем государства.

В годы Второй мировой войны полицейский режим в особенности обеспечивал основные социально-хозяйственные задачи государства и правительства. Это было едва ли не самым очевидным показателем нарастающего кризиса прежнего государственного уклада, реальным результатом которого стала в том числе почти полная отчужденность верхов правительства и двора от массы японского общества.

в) Конституция Японии 1946 г.

Поражение Японии во Второй мировой войне (капитуляция последовала 2 сентября 1945 г.) вызвало кризис японской государственности и практическое ее разрушение. Страна была оккупирована войсками США. Все государственные полномочия перешли к главнокомандующему войсками США, при котором был организован Консультативный совет из представителей СССР, Великобритании и Китая. Дополнительным органом контроля была особая Дальневосточная комиссия, в которой принимали участие уже делегации 11 воевавших с Японией государств.

Основы послевоенного устройства Японии были предопределены Потсдамской декларацией держав-победительниц от 26 июля 1945 г. В соответствии с Декларацией должны были ликвидироваться все военные учреждения, генеральный штаб, распускалась армия. Упразднялись полугосударственные политические и экономические «структуры». В октябре 1945 г. штаб оккупационных войск обнародовал приказ о восстановлении в стране в полной мере демократических прав и свобод: слова, печати, митингов, союзов. 17 декабря 1945 г. приказом было установлено всеобщее избирательное право (и мужчин, и женщин, начиная с 20 лет; пассивное – с 25 лет).

Оккупационные власти не без основания видели главную опасность возрождения милитаризма в тех антидемократических структурах и в полицейском режиме, которые утвердились в Японии в 1940 г. Поэтому власти инициировали возрождение и активизацию деятельности политических партий. К концу 1946 г. заявили о своем существовании свыше 120 политических партий и объединений разной направленности. Наиболее крупными стали дзиюто (Либеральная), образованная в ноябре 1945 г. на базе довоенной сэйюкай, симпото (Прогрессивная), подхватившая инициативу минсейто, нихон кедото (Японская партия сотрудничества), ставшая организацией мелких собственников. В ноябре 1945 г. возобновили свою деятельность Социалистическая иКоммунистическая партии. Главой переходного правительства оккупационные власти поставили лидера партии Сэйюкай.

Общеполитические преобразования подразумевали пересмотр номинально действовавшей в Японии Конституции 1889 г. Планы ее реформирования включали отказ от основных преимуществ правительства и целого ряда традиционно-аристократических институтов в пользу расширения прав представительства (расширения полномочий Палаты депутатов, уничтожения права вето Палаты пэров, императорского вето, установление ответственности правительства перед Палатой). После того как оккупационные власти обнародовали планы реформирования конституции, основные политические партии выступили со своими предложениями. Проект партии дзиюто предполагал сохранение императорской власти с ограничением прав императора в отношении армии и издания указов. Проект Социалистической партии предполагал воплощение социал-демократических парламентарных порядков. Проект Коммунистической партии – полную ликвидацию монархии и установление демократической республики.

Более практический план реформирования конституционных структур был разработан в Государственном департаменте США и предполагал важные политические ограничения на государственную деятельность будущей власти вообще (в частности отказ от войны) и упразднение основных институтов традиционной монархии. Споры с японским правительством по поводу судеб монархии окончились ультимативным требованием: или ликвидация политического абсолютизма, или вообще ликвидация монархии. В феврале 1946 г. японское правительство приняло американский план конституционных преобразований, контроль за осуществлением которого был возложен на оккупационный штаб генерала Макартура. Подготовка конституции прошла при нарастании политических и идеологических противоречий с СССР, позицию которого выражала Дальневосточная комиссия и который выдвигал абсолютно нереализуемые в тех условиях политические контрукции представительно-советской республики китайского образца. В марте 1946 г. проект был правительством доработан, получил одобрение в штабах Макартура и Государственном департаменте США и опубликован.

10 апреля 1946 г. прошли первые послевоенные выборы в парламент. Большинство мест в Палате получили Либеральная (30 %), Прогрессивная (20%) и Социалистическая (20%) партии. Либеральная и Прогрессивная партии сформировали новое правительство. Проект конституции был одобрен Тайным советом, затем императором. В течение августа – октября 1946 г. проект был обсужден и одобрен Палатой представителей (421:8 голосов) и Палатой пэров (большинством в 2/3). Некоторые важные поправки были дополнительно утверждены Палатой представителей уже после общего обсуждения. 3 ноября 1946 г. конституция была одобрена императором, и с 3 мая 1947 г. она вступила в силу, заложив основы нового государственного уклада в Японии.

Конституция 1946 г. (103 ст.) установила своеобразный строй, сочетающий парламентскую республику с номинальным сохранением конституционной монархии. Особыми статьями закреплялся отказ японского государства от войны как средства политики и запрещение организовывать армию и флот (кроме т. н. Корпуса обороны). Исходя из провозглашенного принципа народного суверенитета устанавливался безусловный государственный приоритет парламента.

Император считался символом нации, и его статус определялся «волей народа» (ст.1). Ликвидировались все прежние привилегии и государственные преимущества императорского дома, упразднялся Тайный совет, императорский бюджет, министерство двора и т. п. Император сохранял номинальные полномочия утверждения основных правительственных институтов: назначал премьер-министра, верховных судей, обнародывал законы, созывал и распускал парламент, утверждал назначения на высшие государственные посты. Однако все действия монарха ставились в строгую зависимость от законов и одобрения кабинета министров.

Парламент учреждался двухпалатным. Нижняя, Палата представителей избиралась (в составе 467 депутатов) по многомандатным округам на 4 года. Верхняя, Палата советников (в составе 252 депутатов) – на 6 лет с периодическим переизбранием по 1/2 по сложной системе (150 депутатов – по префектурам, 100 – по общеяпонскому многомандатному округу, 2 были делегатами о-ва Окинава). В целом полномочия обеих палат были равными. Но Законом о парламенте (26 апреля 1947 г.) закреплялся приоритет нижней палаты: она могла квалифицированным большинством преодолеть вето верхней, нижняя палата преимуществовала и при внесении поправок в Конституцию. Парламент был единственно законодательным органом, и эти его полномочия не могли ограничиваться никакими другими правительственными институтами.

Положение кабинета министров определялось не только Конституцией, но также и особым Законом (16 января 1947 г.). Глава правительства избирался парламентом, и кабинет нес коллективную ответственность перед депутатами. Правительству принадлежала полнота государственного управления, ведения государственных дел, проведения в жизнь законов, организации государственной службы, заключение международных договоров.

Конституция предусмотрела самостоятельную организацию судебной власти, следуя началу разделения властей. Главой судебной системы считался Верховный суд, который назначался и смещался по представлению парламента. Но в полномочиях которого было и право рассмотреть конституционность принятых законов.

Конституция 1946 г. значительно расширила систему демократических прав и свобод граждан. Провозглашалось упразднение сословий, отделение церкви от государства, равенство супругов в семье, запрет детского труда. Охраняя право частной собственности в принципе, предусматривалось, что она может быть «социализирована» (ст. 29). Закреплялись право на труд и обязанность трудиться, свобода выбора профессий, социальные гарантии образования а также «минимального уровня здоровой и культурной жизни». Основные права граждан были провозглашены вечными и неотъемлемыми, как бы выражающими принципы всего нового государственного порядка.

В 1951 г. Япония подписала мирный договор с США, а также ряд других документов, установивших отношения политического равноправия между странами. На основании договора все ранее существовавшие ограничения суверенитета отменялись.

К середине 1950-х гг. сложилась новая система политических партий в Японии. В ноябре 1955 г. дзиюто и минсейто слились воедино в Либерально-демократическую партию , став основной правительственной силой страны в последующие десятилетия. Второй крупнейшей стала Социалистическая партия . Позднее образовались некоторые новые движения: партия Комэйто (социального правления), выдвигающая программу особых реформ социального покровительства, Партия демократического социализма. Однако в последние десятилетия XX в. основное политическое соперничество в борьбе за парламент и правительство проходило между Либерально-демократической и Социалистической партией. Их реформистские курсы и определили основные события государственной жизни страны вплоть до конца XX в.

Государственно-политическое развитие Японии в первые десятилетия XX в. характеризовалось дальнейшим возрастанием преимуществ правительственной власти сравнительно с институтами парламентаризма - пусть весьма ограниченного, в соответствии с принципами действовавшей Конституции 1889 г. Это возрастание роли правительства было предопределено общими особенностями социально-политической ситуации в стране, сохранением значения традиционных административных институтов монархии , а также особым влиянием на государственную жизнь военных кругов в условиях колониальной экспансии Японии и агрессивного внешнеполитического курса.

Милитаризация политической системы

В политических условиях нарастания военной активности государства , репрессий в отношении демократического движения закономерно стали оформляться общественные движения, целью которых было дальнейшее усиление имперской политики, переход к военно-диктаторским методам осуществления власти . Такие движения охватили даже мелкобуржуазные слои, в которых распространило влияние Общество имперского пути - Дзиммукай (1932). Общество провозгласило поддержку имперской политики для продвижения с ее помощью страны к новому, «народному государству», в котором бы императорская власть и армия заняли более достойное их роли в истории место.

Особую роль в распространении милитаристских идей и перенесении их в реальную политику сыграло Общество «молодых офицеров». Под его влиянием в стране произошли попытки военных переворотов в 1932 и 1936 гг., которые были быстро подавлены, но которые в том числе привели к полному разрыву парламентской и правительственной деятельности. С 1932 г. в Японии формировались т. н. «надпартийные» кабинеты. Возглавляли их военные, а члены партий минсейто и сейюкай (входившие в правительство) практически были лишены какого-либо веса.

Правительство премьера Каноэ, пришедшее к власти благодаря влиянию двора и военных в июле 1940 г., в условиях вовлечения страны в войну на Тихом океане инициировало практическое установление в государстве военно-полицейского режима. Основами этого режима должны были стать провозглашенные «новая политическая структура» и «новая экономическая структура». На деле формирование этих «структур» означало деформации конституционного строя и ликвидацию основ парламентаризма.

«Новая политическая структура» означала организационное подчинение правительству политических и общественных движений в стране. Были распущены основные правительственные партии - минсейто и сейюкай, деятельность других существенно сократилась. Приостановлена работа основных общественных организаций, в т. ч. Японской федерации труда (Содомэй). На место всех партий и общественных организаций указом создавалась «Ассоциация помощи трону» (1940). Ассоциация состояла на полном государственном обеспечении, возглавлял ее премьер-министр, идейные основы деятельности определялись императорским двором и Генеральным штабом. Большинство чиновников и сановников из самораспустившихся партий вошли в Ассоциацию. В префектурах, городах и уездах были образованы местные отделения Ассоциации, во главе которых стояли чиновники, назначенные премьером. Низовой ячейкой Ассоциации была сделана соседская община. Каждые 30-40 общин дополнительно соединились в объединение улицы, поселка и т. д. За такими объединениями и комитетами было признано право саморегулирования снабжения населения, обеспечения продовольствием, контроля за соблюдением карточной системы. Члены низовых объединений кроме всего были опутаны взаимными полицейским контролем и слежкой.

«Новая экономическая структура» в такой же степени отражала стремление к государственному тоталитаризму. На протяжении 1930-х гг. в Японии были приняты несколько законов , установивших повышенную (применительно к условиям капиталистической экономики) степень государственного регулирования хозяйства. Закон о картелях (1931) предусматривал обязательное квотирование производства и распределение этих квот между фирмами при посредничестве государственной администрации. На основании Закона о государственном тресте (1933) производство чугуна и стали в стране вообще было объявлено государственной монополией , вторично переданной в руки крупнейших финансово-экономических домов, связанных со старыми сословно-правительственными кланами (дзайбацу). Законами о стимулировании хозяйства (1938) контроль за основными видами коммуникаций в стране, финансами , торговлей был непосредственно передан правительственным структурам.

В соответствии с принципами «новой экономической структуры» почти в каждой значимой области хозяйства создавались «контрольные ассоциации». Во главе такой ассоциации соответствующее министерство ставило президента (как правило, из числа виднейших дзайбацу отрасли). Под его руководством принудительно объединялись все предприятия отрасли, района или города для целей выполнения государственных заказов, распределения ресурсов, а в конечном счете - реальной монополизации производства.

Соответственно требованиям новой «структуры» были перестроены и трудовые отношения. Вместо профсоюзных объединений создавалось полугосударственное «Общество служения отечеству через производство». Все трудящиеся на предприятиях, охваченных структурой. были обязаны войти в новое Общество. Во главе его местных отделений стояли губернаторы и префекты, начальники полиции. Тем самым контроль за выполнением трудовых норм, служебной дисциплиной, и т. п. приобрел вполне реальные очертания полицейского принудительного надзора, предполагавшего практически лишение основных прав и свобод . Хотя положительное значение нового метода регулирования социально-хозяйственных отношений также сказалось на снижении числа трудовых конфликтов, введении более высокого уровня социальной обеспеченности рабочих и служащих под контролем государства.

В годы Второй мировой войны полицейский режим в особенности обеспечивал основные социально-хозяйственные задачи государства и правительства. Это было едва ли не самым очевидным показателем нарастающего кризиса прежнего государственного уклада, реальным результатом которого стала в том числе почти полная отчужденность верхов правительства и двора от массы японского общества.

Конституция Японии 1946 г.

Поражение Японии во Второй мировой войне (капитуляция последовала 2 сентября 1945 г.) вызвало кризис японской государственности и практическое ее разрушение. Страна была оккупирована войсками США . Все государственные полномочия перешли к главнокомандующему войсками США, при котором был организован Консультативный совет из представителей СССР, Великобритании и Китая. Дополнительным органом контроля была особая Дальневосточная комиссия, в которой принимали участие уже делегации 11 воевавших с Японией государств .

Основы послевоенного устройства Японии были предопределены Потсдамской декларацией держав-победительниц от 26 июля 1945 г. В соответствии с Декларацией должны были ликвидироваться все военные учреждения, генеральный штаб, распускалась армия. Упразднялись полугосударственные политические и экономические «структуры». В октябре 1945 г. штаб оккупационных войск обнародовал приказ о восстановлении в стране в полной мере демократических прав и свобод : слова, печати, митингов, союзов. 17 декабря 1945 г. приказом было установлено всеобщее избирательное право (и мужчин, и женщин, начиная с 20 лет; пассивное - с 25 лет).

Более практический план реформирования конституционных структур был разработан в Государственном департаменте США и предполагал важные политические ограничения на государственную деятельность будущей власти вообще (в частности отказ от войны) и упразднение основных институтов традиционной монархии. Споры с японским правительством по поводу судеб монархии окончились ультимативным требованием: или ликвидация политического абсолютизма , или вообще ликвидация монархии. В феврале 1946 г. японское правительство приняло американский план конституционных преобразований, контроль за осуществлением которого был возложен на оккупационный штаб генерала Макартура. Подготовка конституции прошла при нарастании политических и идеологических противоречий с СССР, позицию которого выражала Дальневосточная комиссия и который выдвигал абсолютно нереализуемые в тех условиях политические контрукции представительно-советской республики китайского образца. В марте 1946 г. проект был правительством доработан, получил одобрение в штабах Макартура и Государственном департаменте США и опубликован.

10 апреля 1946 г. прошли первые послевоенные выборы в парламент . Большинство мест в Палате получили Либеральная (30 %), Прогрессивная (20%) и Социалистическая (20%) партии. Либеральная и Прогрессивная партии сформировали новое правительство. Проект конституции был одобрен Тайным советом, затем императором. В течение августа - октября 1946 г. проект был обсужден и одобрен Палатой представителей (421:8 голосов) и Палатой пэров (большинством в 2/3). Некоторые важные поправки были дополнительно утверждены Палатой представителей уже после общего обсуждения. 3 ноября 1946 г. конституция была одобрена императором, и с 3 мая 1947 г. она вступила в силу, заложив основы нового государственного уклада в Японии.

Конституция 1946 г. (103 ст.) установила своеобразный строй, сочетающий парламентскую республику с номинальным сохранением конституционной монархии . Особыми статьями закреплялся отказ японского государства от войны как средства политики и запрещение организовывать армию и флот (кроме т. н. Корпуса обороны). Исходя из провозглашенного принципа народного суверенитета устанавливался безусловный государственный приоритет парламента.

Император считался символом нации, и его статус определялся «волей народа» (ст.1). Ликвидировались все прежние привилегии и государственные преимущества императорского дома, упразднялся Тайный совет, императорский бюджет , министерство двора и т. п. Император сохранял номинальные полномочия утверждения основных правительственных институтов: назначал премьер-министра, верховных судей , обнародывал законы , созывал и распускал парламент, утверждал назначения на высшие государственные посты. Однако все действия монарха ставились в строгую зависимость от законов и одобрения кабинета министров.

Парламент учреждался двухпалатным. Нижняя, Палата представителей избиралась (в составе 467 депутатов) по многомандатным округам на 4 года. Верхняя, Палата советников (в составе 252 депутатов) - на 6 лет с периодическим переизбранием по 1/2 по сложной системе (150 депутатов - по префектурам, 100 - по общеяпонскому многомандатному округу, 2 были делегатами о-ва Окинава). В целом полномочия обеих палат были равными. Но Законом о парламенте (26 апреля 1947 г.) закреплялся приоритет нижней палаты: она могла квалифицированным большинством преодолеть вето верхней, нижняя палата преимуществовала и при внесении поправок в Конституцию. Парламент был единственно законодательным органом, и эти его полномочия не могли ограничиваться никакими другими правительственными институтами.

Конституция 1946 г. значительно расширила систему демократических прав и свобод граждан . Провозглашалось упразднение сословий, отделение церкви от государства, равенство супругов в семье , запрет детского труда. Охраняя право частной собственности в принципе, предусматривалось, что она может быть «социализирована» (ст. 29). Закреплялись право на труд и обязанность трудиться, свобода выбора профессий, социальные гарантии образования а также «минимального уровня здоровой и культурной жизни». Основные права граждан были провозглашены вечными и неотъемлемыми, как бы выражающими принципы всего нового государственного порядка.

В 1951 г. Япония подписала мирный договор с США, а также ряд других документов, установивших отношения политического равноправия между странами. На основании договора все ранее существовавшие ограничения суверенитета отменялись.

К середине 1950-х гг. сложилась новая система политических партий в Японии. В ноябре 1955 г. дзиюто и минсейто слились воедино в Либерально-демократическую партию , став основной правительственной силой страны в последующие десятилетия. Второй крупнейшей стала Социалистическая партия . Позднее образовались некоторые новые движения: партия Комэйто (социального правления), выдвигающая программу особых реформ социального покровительства, Партия демократического социализма. Однако в последние десятилетия XX в. основное политическое соперничество в борьбе за парламент и правительство проходило между Либерально-демократической и Социалистической партией. Их реформистские курсы и определили основные события государственной жизни страны вплоть до конца XX в.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: